Оптовый и розничный рынки электроэнергии. Розничный рынок Оптовый рынок электроэнергии
Основными участниками розничного рынка являются :
1) потребители электрической энергии;
2) гарантирующие поставщики;
3) независимые энергосбытовые организации;
4) энергоснабжающие организации (совмещают деятельность по купле-продаже электроэнергии с ее передачей);
5) электросетевые организации;
6) независимые производители-продавцы электроэнергии (не имеющие по уровню установленной мощности статус субъекта оптового рынка);
7) системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в
технологически изолированных территориальных энергосистемах;
8) администратор региональной торговой системы.
Следует подчеркнуть, что создание полноценного конкурентного розничного рынка основывается прежде всего на появлении многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой в условиях свободного выбора потребителем поставщика услуг по энергоснабжению. Причем интенсивность конкуренции на розничном рынке непосредственно влияет на эффективность функционирования оптового рынка и динамику цен на электроэнергию на этом рынке.
Рассмотрим наиболее важные особенности розничного рынка электроэнергии.
Гарантирующий поставщик. Обязан заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) в своей зоне деятельности с любым обратившимся к нему покупателем, а также с потребителями-гражданами (в том числе и по причине отказа в обслуживании энергосбытовой организацией). В общем случае зона деятельности гарантирующего поставщика (ГП) - территория субъекта Федерации.
Необходимость в данном субъекте рынка вызвана особенностями переходного периода: относительно низкой платежеспособностью некоторых групп потребителей и отсутствием эффективных независимых энергосбытовых компаний, способных обеспечивать надежность поставок электроэнергии на розничном рынке.
Статус ГП присваивается коммерческой организации по итогам открытого конкурса. Конкурсная комиссия оценивает заявки участников, учитывая прежде всего такие показатели, как
Совокупная величина годового дохода, который желает получать участник;
Величина собственного капитала;
Плотность размещения подразделений на обслуживаемой территории.
Отметим, что временно (до проведения конкурса или в случае невыявления победителя) функции ГП могут быть возложены на территориальную сетевую организацию.
Гарантирующий поставщик приобретает электроэнергию на оптовом рынке и (или) на розничном у производителей-владельцев генерирующего оборудования. Поставка электроэнергии потребителям может осуществляться как по регулируемым, так и по свободным ценам. Но в отношении населения - только по регулируемым тарифам. Для этого ГП использует РДД на оптовом рынке. Сбытовая надбавка ГП всегда регулируется.
Энергосбытовые компании. Осуществляют поставку электроэнергии по нерегулируемым ценам, которые не должны превышать предельные уровни, устанавливаемые федеральным регулятором.
Покупатели свободны в выборе поставщиков электроэнергии из числа энергосбытовых компаний (ЭСК); последние имеют право отказа в обслуживании, если не заинтересованы в данном клиенте.
Энергосбытовая организация покупает электроэнергию на оптовом рынке (в конкурентном или регулируемом секторе), если она соответствует статусу участника оптового рынка по установленным критериям. В противном случае она может приобрести необходимые объемы по двусторонним договорам с другими энергосбытовыми компаниями либо у гарантирующего поставщика, а также на организованных торгах на розничном рынке.
Энергосбытовые компании (так же, как и ГП) несут перед покупателями ответственность за надежное и бесперебойное обеспечение их электроэнергией. В частности, на них возлагается ответственность за действия системного оператора, сетевых организаций, производителей электроэнергии, явившиеся причиной полного или частичного ограничения режима потребления (за исключением особо регламентированных случаев). При этом энергосбытовая организация вправе требовать привлечения указанных субъектов к урегулированию споров и подавать иск по возмещению нанесенного потребителю ущерба.
У энергосбытовой компании по сравнению с бывшими сбытовыми подразделениями АО-энерго появляются следующие новые функции:
Анализ и прогнозирование ежесуточного потребления;
Закупка энергии на оптовом рынке;
Ценообразование;
Маркетинг, дополнительные услуги;
Казначейское исполнение, финансовое управление, планирование сбытовой деятельности, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение.
Управление ЭСК разделено в соответствии с видами исполняемых бизнес-процессов на следующие блоки:
Экономики и управления (управляющие бизнес-процессы);
Сбыта (часть базовых бизнес-процессов, связанных с реализацией энергии);
Закупок и технологии (часть базовых бизнес-процессов, связанных с приобретением энергии);
Общехозяйственный (обеспечивающий бизнес-процессы).
Наряду с созданием ЭСК, выделенных из структуры АО-энерго, предполагается появление на розничных рынках многочисленных независимых ЭСК, исторически не связанных с электрическими сетями. Таким образом, будет формироваться конкурентная среда; при этом сбытовые надбавки («цены поставок») выводятся из сферы регулирования. Теоретически ЭСК может одновременно действовать в любом регионе и обслуживать неограниченное количество потребителей, получив лицензию на торговую деятельность.
Для осуществления своей деятельности ЭСК придется заключать многосторонние контракты различных типов. Они должны также иметь право команды на отключение сетевой компанией потребителей при злостных нарушениях ими платежной дисциплины и иных договорных обязательств.
Надо предвидеть и обратную сторону жесткой конкуренции: слияние и поглощение небольших ЭСК. Ведь крупные организации имеют более низкие удельные издержки и большие возможности заключения выгодных (двусторонних) контрактов на оптовом рынке. Отсюда следует, что потребуется специальное государственное регулирование потребительских рынков, направленное на поддержание общественно необходимой конкурентной среды в сфере торговли электроэнергией.
Многоаспектная деятельность по поиску наиболее эффективных производителей, большие объемы работы с потребителями, современные требования к технической оснащенности бизнеса существенно повышают средние издержки независимых ЭСК. В итоге это приведет к увеличению сбытовой компоненты в потребительских тарифах, по крайней мере, на начальной стадии либерализации розничных энергетических рынков.
Услуги по передаче электрической энергии. Предоставляются электросетевыми компаниями на основании договоров, заключаемых потребителями, самостоятельно или в их интересах ГП и энергосбытовыми организациями.
В результате реструктуризации электросетевого комплекса образуются региональные распределительные компании (РК), обеспечивающие передачу электроэнергии конечным потребителям на напряжениях от 0,4 кВ до 110 кВ. Основными их функциями являются:
Строительство, эксплуатация, обслуживание сетей общего
пользования;
Подключение к сети потребителей;
Определение совместно с потребителями взаимных требований по надежности и качеству поставок электроэнергии и их соблюдение; оперативное взаимодействие с потребителями в этой части;
Оперативное управление распределительной сетью;
Сведение фактического баланса электроэнергии и участие в формировании плановых балансов; контроль за потерями электроэнергии в сетях;
Отключение неплатежеспособных потребителей по запросу сбытовой компании или генерирующего поставщика;
Функции по учету (могут выполняться специально создаваемым оператором коммерческого учета).
При осуществлении своих функций и ведении бизнеса РК вступает в разнообразные договорные и финансовые взаимоотношения с различными субъектами розничного и оптового рынков электроэнергии (рис. 1.11) , среди которых
Потребители электроэнергии;
Энергосбытовые компании (ЭСК);
Производители энергии (генераторы), подключенные к сетям РК;
Федеральная сетевая компания (ФСК) и ее подразделения;
Системный оператор оптового рынка (СО);
Администратор торговой системы оптового рынка (АТС).
Рис. 1. 11 Договорно-финансовая модель внешних отношений распределительной компании
Бизнес РК подразделяется на два вида: регулируемый и нерегулируемый. Первый связан с выполнением РК своих основных естественно-монопольных функций; второй - с конкурентными функциями, осуществляемыми на рынках соответствующих услуг. Для этого из структуры РК выделяются сервисные бизнес-структуры, специализирующиеся на определенных видах деятельности. Примерная структура бизнеса РК приведена в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Структура бизнеса электросетевой компании
Цены на услуги РК регулируются соответствующими органами. В частности, это относится к тарифу на присоединение к сети, тарифу на распределение электроэнергии, стоимости отключения потребителей и платы за услуги по учету электроэнергии (в отсутствие специализированного оператора коммерческого учета).
Тариф на распределение устанавливается регулятором в общем случае с учетом производственных затрат РК, затрат на компенсацию нормативных потерь, затрат на диспетчирование, инвестиций в развитие региональных сетей (городских, районных) и нормативной прибыли от регулируемой деятельности. Другие доходы РК может иметь от нерегулируемых бизнесов (сервисных компаний) и штрафов и компенсаций за выявленные коммерческие потери. Размер платы зависит от уровня питающего напряжения, требуемого для данного потребителя.
Сетевые компании несут ответственность за потери электроэнергии в сетях. Сверхнормативные потери они должны оплатить за счет своих средств. В то же время РК имеет право контролировать электропотребление в своих сетях, предъявляя требования к приборам учета потребителей, инспектируя их показания, выставляя санкции потребителям и ЭСК.
Производители и потребители электроэнергии. Производители, не получившие по критериям мощности или другим условиям статус участника оптового рынка, будут продавать электроэнергию (мощность) в розничном рынке только гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого они расположены, по регулируемым тарифам.
Потребители на розничном рынке, имеющие в собственности генерирующее оборудование, имеют право продавать излишки электроэнергии собственной выработки на условиях, установленных для производителей, не являющихся участниками оптового рынка.
Торговля по нерегулируемым ценам. Купля-продажа электроэнергии по нерегулируемым (свободным) ценам на розничном рынке может осуществляться ГП, энергосбытовыми компаниями и потребителями по двусторонним договорам, а также на организованных торгах.
Организованные торги проводит администратор региональной торговой системы; торги осуществляются в зоне деятельности ГП.
Участниками торгов, кроме ГП, энергосбытовых компаний и потребителей, могут быть производители-продавцы как имеющие статус участника оптового рынка, так и не являющиеся таковым.
По итогам торгов заключаются договоры, одной из сторон которых выступает ГП. Объемы и цены в указанных договорах должны соответствовать показателям, установленным по результатам торгов.
Таким образом, потребитель на розничном рынке может выбирать между приобретением электроэнергии по нерегулируемым ценам через ГП, участием в организованных торгах и (или) заключением договоров с энергосбытовыми компаниями.
Из первой главы можно сделать некоторые выводы:
1. общая для всех стратегия реформ заключается в либерализации электроэнергетических рынков: переходе от закрытого монопольного рынка к открытому, конкурентному рынку энергии и мощности;
2. при либерализации электроэнергетических рынков и формировании конкурентной среды первостепенной значение имеет учет фактора надежности энергоснабжения (проведение своевременных и качественных ремонтов оборудования);
3. в новой Российской модели рынка электроэнергетики возрастает функционирование рынка, также возрастает количество его участников, которые взаимодействуют на основании многосторонних контрактов.
4. обязательное присутствие регулирующих и антимонопольных органов, ведущих регулярный мониторинг конкурентных
Структура формирования цены на рынке электроэнергии
1 июля 2009 года начался очередной этап развития российского рынка электроэнергии и мощности – доля электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке по свободным ценам, достигла 50 % от прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии. В связи с этим в НП «Совет рынка» поступает большое количество вопросов о структуре цены за электроэнергию и порядке ее формирования. Предоставленные материалы дают ответы на большую часть этих вопросов.
Оптовый рынок электроэнергии
Розничный рынок электроэнергии
Либерализация оптового рынка
Либерализация розничного рынка
Нерегулируемые цены на электроэнергию
Рынок мощности
Регулируемые цены (тарифы)
Падение потребления
Увеличение доли либерализации
Цена электроэнергии на оптовом рынке
Цена мощности на оптовом рынке
Механизм формирования тарифов
Рынок электроэнергии
Законодательная база регулирования рынка электроэнергии
Цены и тарифы
Формирование цен для потребителей
Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен
Рынок электроэнергии
В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.
Оптовый рынок электроэнергии
На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара – электроэнергию и мощность.
Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны – в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую – Сибирь.
Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.
Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.
Торговля мощностью осуществляется в отдельном секторе оптового рынка – на рынке мощности. Мощность - особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке на конкурентных условиях электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
Продажа мощности позволяет производителям электроэнергии получать необходимые средства для обеспечения надежного функционирования существующих генерирующих мощностей и строительства новых объектов генерации, а потребителям электроэнергии – осуществлять перспективное планирование своей инвестиционной, финансовой и производственной деятельности в соответствии с обязательствами поставщиков. Кроме того гарантированное наличие оплаченного резерва мощности минимизирует вероятность значительного подъема цен в период максимальных нагрузок, а так же снижает риск перерывов в энергоснабжении.
Розничный рынок электроэнергии
На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.
Гарантирующий поставщик – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер – это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.
Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.
На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).
Законодательная база регулирования рынка электроэнергии
К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
Федеральный закон 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»;
Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
Цены и тарифы
3.1.Либерализация оптового рынка
Либерализация энергорынка РФ - это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. В условиях переходного периода реформирования электроэнергетики (до 2011 года) часть электроэнергии и мощности приобретается на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть – по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.
Соотношение реализуемых по свободным и регулируемым ценам объемов электроэнергии и мощности периодически изменяется: доля электроэнергии, поставляемой по свободным ценам, увеличивается, по регулируемым – уменьшается. В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке запланировано два раза в год.
Так с 1 января 2007 года доля РД, сформированных в соответствии с прогнозным балансом производства и потребления электроэнергии Федеральной службы по тарифам, снизилась на 5%, с 1 июля 2007 – на 10%, 1 января 2008 года доля либерализации энергорынка увеличилась до 15%, 1 июля 2008 года – до 25%, 1 января 2009 года – до 30%.
В настоящее время доля либерализации составляет 50%. Однако следует понимать, что реальная доля поставок электроэнергии по свободным ценам менее 50%, поскольку, во-первых, считается она от прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии 2007 года, а во-вторых, поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.
3.2. Либерализация розничного рынка
Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Гарантирующие поставщики обязаны реализовывать приобретаемую на оптовом рынке по регулируемым ценам электроэнергию конечным потребителям (тем, кто приобретает электрическую энергию только для собственного потребления) также по регулируемым ценам, приобретаемая по свободным ценам электроэнергия также продается на розничном рынке по свободным ценам. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводится синхронно.
3.3. Нерегулируемые цены на электроэнергию
В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:
Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;
Рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;
Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).
Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.
3.4. Рынок мощности
При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).
По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.
На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.
Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.
3.5. Регулируемые цены (тарифы)
До 2011 года поставка части электроэнергии осуществляется по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.
Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в Неценовых зонах.
Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.
Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.
Формирование цен для потребителей
При определении стоимости электроэнергии для конечных потребителей в первую очередь определяются объемы электроэнергии, за которые гарантирующий поставщик будет платить в текущем году фиксированную («регулируемую») цену.
Базовыми для этих расчетов являются балансовые параметры конкретного поставщика за 2007 год, которые пересчитываются в соответствии с процентной долей либерализации.
Установленный объем фиксируется системой регулируемых договоров, заключаемых с участием коммерческого оператора оптового рынка, и оплачивается конечным потребителем по тарифу.
За электроэнергию и мощность свыше объемов, зафиксированных в регулируемых договорах, конечный потребитель платит по цене, сложившейся на оптовом рынке электроэнергии, с учетом всех необходимых платежей (услуги на передачу, сбытовая надбавка и т.д.).
Уровень свободных цен на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). Эти данные публикуются на сайте АТС. При этом рассчитывается целый пакет цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток – ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.
Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.
Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.
В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной гарантирующим поставщиком по тарифу, и стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.
Кроме стоимости электроэнергии и мощности по «регулируемым» и «нерегулируемым» ценам, конечный потребитель оплачивает:
Услуги инфраструктурных организаций – субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),
Услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),
Сбытовую надбавку – плату за услуги гарантирующего поставщика,
Покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).
Структура розничной цены на электроэнергию и мощность в I полугодии 2009 года
(* - цены, подлежащие государственному регулированию)
Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен
НП «Совет рынка» уделяет пристальное внимание анализу формирования цен для конечных потребителей, иначе говоря, розничных цен на электроэнергию и мощность. В различных регионах нашей страны сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем нерегулируемых цен в течение последнего года, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.
Снижение потребления
Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.
Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.
В первом полугодии 2009 года для ряда категорий потребителей был отмечен резкий рост конечных средневзвешенных цен на электроэнергию, вызванный различными условиями трансляции стоимости нерегулируемых цен электроэнергии и мощности для различных крупных и мелких потребителей электроэнергии. В настоящее время приняты и с 1 мая 2009 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства № 530, регулирующее работу розничного рынка электроэнергии, в соответствии с которыми производится усреднение средневзвешенной нерегулируемой цены на электроэнергию между крупными и мелкими потребителями.
Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.
Увеличение доли либерализации
Еще один фактор – увеличение доли либерализации.
Уменьшение объемов продаж электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с 70% до 50% приводит к двум эффектам:
в регионах, испытывающих спад потребления электрической энергии, нерегулируемые цены могут снижаться из-за распределения невостребованной располагаемой мощности генераторов на большие объемы;
поскольку на оптовом рынке определяется практически единая цена для всех потребителей ценовой зоны (с учетом сетевых ограничений), в регионах с дорогой генерацией, в которых тарифы превышают средние по стране значения, средневзвешенная цена будет снижаться или незначительно расти из-за того, что нерегулируемая цена ниже или примерно равна регулируемой. Соответственно в регионах с низкими тарифами, где свободные цены окажутся выше регулируемого тарифа, они повлияют на рост средневзвешенной цены электроэнергии.
Цена электроэнергии на оптовом рынке
Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.
В течение 2008-2009 года цены рынка «на сутки вперед» на электроэнергию подчинялись реальному спросу и предложению. Колебания цен рынка «на сутки вперед» зимой, в периоды паводка и ремонтной компании определялись количеством и составом включенного оборудования.
Начиная с середины октября 2008 года цены рынка «на сутки вперед» стабилизировались ниже отметки 600 руб./МВт*час в связи с тем, что снижение спроса создало условия для конкуренции поставщиков за попадание в график нагрузки.
Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.
Цена мощности на оптовом рынке
Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.
Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.
На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с Поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.
Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.
Механизм формирования тарифов
Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые тарифы на электроэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии на основании расчетов предоставленных им действующими в регионе энергокомпаниями. Тариф для конечных потребителей складывается из тарифа на покупку (генерацию), услуги транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.
Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа (32%). Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства ПП № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.
На формирование рыночных цен ... общей структуре затрат являются незначительными в общей структуре затрат... а так же затрат на топливо и электроэнергию . Т.о. исследование системы...
Формирование цены на торговом предприятии на примере социальных магазинов Автозаводского района
Курсовая работа >> Менеджмент... , структура , величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен ... на рынке , а также на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия ...
Цены на рынке капитальных активов
Контрольная работа >> Финансовые науки1. Цены на рынке капитальных активов, процентная ставка и спрос на инвестиции... и структура цены любого товара. При формировании процентной... электроэнергию , строительные материалы, но др.), стоимость которых входит в себестоимость перевозок. Поэтому цены на ...
Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК Полтавский Полтавского района Омской области
Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-воКУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: Формирование цен на продукцию растениеводства... на услуги предприятий на сторону. Это - тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии ... сократилась на 8,6%. Проанализировав состав, структуру и... товарами на рынке . Цены выполняют функции...
Розничный рынок электроэнергии
- это сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием ее потребителей.
В результате реформы у потребителя розничного рынка электроэнергии появилась возможность покупать электроэнергию у разных энергосбытовых организаций по свободным (нерегулируемым ценам). Кроме того, появился целый набор субъектов розничного рынка, а именно: гарантирующие поставщики электрической энергии, независимые энергосбытовые организации (ЭСО), территориальные сетевые организации, и т.д. Появилось многообразие юридических конструкций при организации электроснабжения потребителей: договор по типу электроснабжения, по типу купли-продажи с заключением прямого договора на передачу электроэнергии с сетевой организацией и т.д.
С 1 января 2011 года, в результате окончания процесса либерализации, весь объем потребленной электроэнергии и мощности, потребители, покупают по свободным нерегулируемым ценам. Нерегулируемая цена зависит от результатов торгов на ОРЭМ. Все отклонения (колебания цены) перераспределяются Гарантирующими поставщиками между потребителями. В части населения, электрическая энергия продается по регулируемым ценам - тарифам. Тарифы - регулируемые цены - утверждаются региональными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов. ЭСО для своих потребителей приобретает электроэнергию у Гарантирующего поставщика и независимой генерации и вправе продавать по свободным ценам, которые будут устраивать как потребителя, так и саму ЭСО.
Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи электроэнергии конечным потребителям вне оптового рынка. Практически все объемы электроэнергии, продаваемые на розничном рынке, приобретаются на оптовом рынке, за исключением небольшой доли, производимой на электростанциях, не являющихся участниками оптового рынка. Однако в Российской Федерации есть территории, где существует только розничный рынок - это так называемые технологически изолированные системы: Камчатка, Магадан, Сахалин, Западная и Центральная Якутия, Чукотка, Таймыр.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «О правилах функционирования розничных рынков» с 1 сентября 2006 г. вводится новый розничный рынок и начинается его либерализация (рис. 1):
возникновение статуса гарантирующего поставщика (ГП). ФСТ ведет реестр ГП;
сбытовая надбавка ГП - самостоятельная регулируемая величина;
новые правила ценообразования (трансляция нерегулируемых оптовых цен в розничный рынок): только для ценовых зон, в неценовых зонах - все по тарифу;
закрепление новых условий взаимодействия потребителей с ГП, в т.ч. почасовой учет электроэнергии крупными потребителями, соблюдение договорных величин потребления, порядок ограничения режима потребления электроэнергии;
усиление роли органов власти субъектов РФ в деятельности ГП
Рис.1. Параллельная либерализация оптового и розничного рынков с 1 сентября 2006 года
Субъектами розничного рынка являются:
потребители электрической энергии, в том числе исполнители коммунальных услуг;
энергосбытовые организации;
гарантирующий поставщик;
сетевые организации и иные владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
производители электрической энергии, не соответствующие правилам оптового рынка, или иные лица, обладающие правом распоряжения электрической энергии;
системный оператор и иные субъекты ОДУ.
Центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.
Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.
Гарантирующий поставщик - это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности:
По срокам проведения первых очередных конкурсов:
первый очередной конкурс на статус ГП проводится не ранее 2010 г. и не позднее 2012;
победитель первого и каждого следующего очередного конкурса приступает к исполнению функций ГП с 1 января года, следующего за годом, в который проведен конкурс;
Относительно конечных сроков выхода ГП 2-го уровня на оптовый рынок:
ГП 2-го уровня должны выйти на ОРЭ и начать покупку электроэнергии (мощности) на ОРЭ в качестве полного участника;
если ГП 2-го уровня не выполняет требование, то лишается статуса ГП и его зона деятельности включается в зону деятельности ГП 1-го уровня;
Относительно оснований для изменения зон деятельности до первого конкурса:
изменение только по итогам очередного конкурса, если соблюдены требования (условия) и выявлен победитель на новые зоны;
до первого очередного конкурса только в 2 случаях: при включении зоны деятельности ГП 2-го уровня в зону деятельности ГП 1-го уровня, при наличии согласия всех ГП, которых касается такое решение.
Правила определяют порядок назначения и смены гарантирующих поставщиков. Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:
неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";
хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" - типичный пример - предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).
Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.
Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками - разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.
Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация - если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:
в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).
на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.
Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.
Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях:
если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;
если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;
если он заявляет о своей ликвидации;
если в отношении него запущены процедуры банкротства;
а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.
В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.
Процедура смены гарантирующего поставщика является публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).
При смене гарантирующего поставщика потребителям - юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.
Правила определяют и другие особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действия энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.
На территории Ивановской области статус ГП имеют:
ООО «Энергосетевая компания»,
МУП «Энергосбыт»,
ОАО «Ивэнергосбыт».
Ценообразование
В настоящий момент предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.
Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Кроме того, Правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.
Формирование целевой модели розничных рынков будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности субъектов розничного сегмента, созданию экономических стимулов к энергосбережению.
Основной особенностью новой системы ценообразования на розничном рынке является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части - по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.
Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.
Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти (табл.1). Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.
Таблица 1. Формирование розничной цены на электроэнергию для конечных потребителей
Инфраструктура
Розничный рынок
Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт.ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.
Это позволит стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от неосторожной ценовой политики.
Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электроэнергию населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены - стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.
Модели расчетов между потребителями и сетевыми организациями
На выбор модели розничного рынка определяющее влияние оказывает модель функционирования оптового рынка. Либерализация оптового рынка обязательно должна сопровождаться либерализацией розничного рынка, в то время как при сохранении монопольного оптового рынка конкуренция на розничном рынке будет весьма неполноценна.
Розничный рынок может функционировать по одной из двух моделей:
монопольной - на определённой территории работает только один продавец электроэнергии конечным потребителям;
конкурентной - на определённой территории работает несколько конкурирующих между собой продавцов и (или) поставщиков электроэнергии конечным потребителям.
Модель монопольного розничного рынка основана на совмещении в рамках одной вертикально интегрированной компании деятельности по передаче электрической энергии и её продаже, возможно также производство в рамках одной компании. На этом же основан и публичный характер отношений в монопольных рынках электрической энергии - потребитель всегда вправе потребовать заключения договора энергоснабжения от той организации, к чьим электрическим сетям присоединено его энергопринимающее оборудование. Такая организация, совмещающая виды деятельности по покупке, продаже и передаче электроэнергии, называется энергоснабжающей организацией.
К недостаткам деятельности энергоснабжающей организации можно отнести:
непрозрачность деятельности - сама экономическая модель функционирования стимулирует завышение издержек;
установление тарифов, как правило, с учётом перекрёстного субсидирования из-за совмещения видов деятельности и непрозрачности расходной базы;
высокое сопротивление внедрению конкурентных отношений.
В условиях либерализации оптового рынка основными предпосылками возникновения конкурентного розничного рынка являются:
необходимость - не все покупатели могут выйти на оптовый рынок;
экономическая (коммерческая) целесообразность - снижение ценового риска для конечных покупателей путём диверсификации риска (диверсифицированный портфель заказов) и более профессиональной «игры» на оптовом рынке посредников-сбытовиков, включая заключение финансовых договоров (фьючерсов, форвардов и др.).
Модель конкурентного розничного рынка предполагает, что на определённой территории будут работать как минимум несколько энергосбытовых компаний, предоставляющих конечному потребителю выбор, у какой из них покупать электроэнергию, и таким образом конкурирующих между собой.
Внедрение конкурентной модели розничного рынка требует выполнения следующих условий:
равного доступа конкурирующих энергосбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;
необходимости разделения конкурентной сбытовой и дистрибьюторской деятельности;
отсутствия регулирования цен на электроэнергию, продаваемую потребителям конкурентными энергосбытовыми компаниями;
оснащения потребителей, которых обслуживают конкурентные сбытовые компании, сертифицированными приборами коммерческого учёта потребляемой ими электроэнергии;
наличия эффективной системы государственного регулирования монопольных, включая локальные монополии, и естественно-монопольных видов деятельности на оптовом и розничном рынках, включая предоставление сетевых услуг и диспетчерское управление.
Целевые модели
рынок электроэнергия цена
Характерные черты целевых моделей (рис.2):
право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;
наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;
нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика; цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки и стоимость прочих регулируемых услуг, обеспечивающих процесс поставки - услуг по передаче в первую очередь.
Рис.2. Целевая модель розничного рынка
Единый (котловой) тариф
Единый (котловой) тариф означает: для всех потребителей услуг по передаче на одном уровне напряжения (с учётом групп) устанавливается равный тариф на передачу независимо оттого, к сетям какой организации они присоединены.
Предпосылки перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:
появление на территории региона нескольких гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний, готовых к началу 2008 г. стать субъектами ОРЭМ;
активизации конкурентной борьбы между гарантирующими поставщиками и сбытовыми компаниями;
изменения в законодательстве.
Необходимые условия для реализации единого (котлового) тарифа ни передачу электрической энергии:
принятие единых тарифов на передачу электрической энергии с учётом НВВ всех сетей региона;
утверждение не только тарифов на передачу электрической энергии для потребителей, но и тарифов взаиморасчётов между сетевыми организациями;
заключение договоров на передачу электрической энергии между смежными сетевыми компаниями.
Ожидаемый результат от перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:
укрепление электросетевого комплекса страны, дальнейшее развитие рынка электроэнергии среди сбытовых и распределительных энергокомпаний;
координация программы развития сетей и ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике, обеспечение экономической эффективности и для энергокомпаний, и для конечных потребителей в условиях либерализованного рынка электроэнергии;
прозрачность процесса: каждый потребитель будет оплачивать тариф за генерацию энергии, тариф за её транспортировку через электросети (в зависимости лишь от класса напряжения), а также тариф за услуги сбытовой компании (сбытовая надбавка);
создание равных условий для деятельности сбытовых компании и равных условий для потребителей вне зависимости от того, к каким сетям и в какой последовательности они присоединены.
Основные проблемы при реализации единых (котловых) тарифов и пути их решения представлены на схеме (рис. 3).
Рис. 3. Проблемы при реализации единых (котловых) тарифов
Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»
Потребители (сбытовые компании и гарантирующие поставщики от их лица) оплачивают по единым «котловым» тарифам услуги тех сетевых организаций, к сетям которых присоединены их энергопринимающие устройства. В свою очередь, нижестоящие организации оплачивают по «цепочке вверх» услуги вышестоящих сетевых компаний, т.е. МУП платит РСК, а РСК- ОАО «ФСК ЕЭС» (рис.4).
Рис 4. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»
Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»
Платежи потребителей (ЭСК, ГП) за оказанные им услуги по передаче электроэнергии поступают только в одну вышестоящую организацию (РСК). После чего данная системообразующая сетевая организация расплачивается с нижестоящими сетевыми организациями, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей (рис. 5, табл. 2).
Рис.5. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»
Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей
Модель «котёл сверху» |
Модель «котёл снизу» |
Более сложная договорная конструкция для РСК. Для ТСО не меняется |
Несколько проще договорная конструкция для РСК |
Один центр ответственности за расчёты по услугам на передачу |
Центра ответственности нет |
Прозрачнее расчёты и проще контроль за их осуществлением |
Сложность отслеживания дисциплины платежей |
Сложности контроля полезного отпуска в сетях ТСО со стороны РСК |
|
Несоответствие полезного отпуска производственной программы и доходной части бизнес-плана на величину потерь |
Полезный отпуск по производственной программе соответствует доходной части бизнес-плана |
Прозрачность балансов электрической энергии всех ТСО |
Кроме отпуска в сети ТСО РСК «не видит» ничего |
Минимальные риски выполнения обязательств перед ФСК |
Существенные риски выполнения обязательств перед ФСК |
Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии
В настоящее время предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели (рис.6) в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.
Рис. 6. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии
В свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся:
стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка);
стоимость услуг сетевых организаций;
тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.
Регулированию подлежит и плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Кроме того, правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.
Конечная цена поставки электрической энергии потребителям будет задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) и будет учитывать колебания цены на электроэнергию на оптовом рынке.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).
Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.
Основные принципы организации оптового рынка:
- свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
- свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
- свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
- учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
- взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
- обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
- отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.
Субъекты оптового рынка:
- поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
- покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
- коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
- организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).
Розничный рынок электроэнергии - сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация - потребители».
Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.
Участники розничных рынков электроэнергии:
- потребители электрической энергии;
- исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
- гарантирующие поставщики;
- независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
- производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
- сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
- системный оператор.
Ценообразование на розничном рынке электроэнергии
1. Регулируемые цены
- для населения и приравненных к нему категориям.
Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.
2. Нерегулируемые (свободные) цены
- для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.
На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.
Ценовые категории
- это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.
Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.
- по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
- по способу планирования своего потребления;
- по способу оплаты услуг по передаче.
Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.
Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке |
Тариф на передачу |
Обязанность планирования почасового потребления |
Необходимый учёт электроэнергии |
|
1 |
Одноставочная цена |
одноставочный |
нет |
интегральный |
2 |
Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток |
одноставочный |
нет |
зонный или почасовой |
3 |
одноставочный |
нет |
почасовой |
|
4 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
двухставочный |
нет |
почасовой |
5 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
одноставочный |
да |
почасовой |
6 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
двухставочный |
да |
почасовой |
- Исследование скважин пластов Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
- Увольнение по собственному желанию без отработки - в каких случаях возможно Право на увольнение без отработки 2 недель
- Владелец ТРЦ «Золотой Вавилон» нашел покупателей на свои российские активы
- Какие виды деятельности подлежат лицензированию в РФ: перечень