Атомный крейсер адмирал нахимов когда выйдет строй. Возрождение "Орлана". Чем удивит противника крейсер "Адмирал Нахимов". Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении
Глубокая модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» – это логичное решение для России в условиях актуального состояния российского ВМФ – считает старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин.
Принято решение произвести модернизацию «Адмирала Нахимова»
Примечательно, что глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов вчера заявил, что глубокая модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» должна полностью завершиться в 2021 году.
По словам Рахманова, количество нового вооружения, которое будет установлено на этом военном корабле, неприятно удивит любого возможного противника, поскольку данный ракетный крейсер будет вооружен до зубов.
При этом, по словам Раханова, пока непонятно, будет ли поставлен на такой же ремонт ракетный крейсер «Петр Великий», который является флагманом Северного флота. Дело в том, что общая стоимость работ по «Адмиралу Нахимову» настолько большая, что сравнима со строительством нового корабля такого класса.
Отметим, что «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» являются «одноклассниками» по советскому проекту тяжелых атомных ракетных крейсеров 1144 «Орлан».
Несмотря на то, что в результате было построено всего четыре подобных корабля, данный проект реализовался в течении более двадцати лет. Первый корабль серии – «Киров» был заложен в 1973 году, а последний – «Петр Великий», находится в строю с 1998 года.
Проект 1144 оказался спорным для российского ВМФ
Всего по проекту 1144 было запланировано пять кораблей, а построено четыре – «Киров», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». Пятый, который имел проектное название «Адмирал Кузнецов», до стадии реализации не дошел, а его строительство было отменено в 1990 году.
На практике, проект 1144 оказался сверхсложным и сверхдорогим даже для советского ВПК, из-за чего эти корабли можно назвать серийными только условно. Естественно, у данных военных судов сходный корпус, системы вооружения, а также силовая установка, но, в целом, «Киров» от «Петра Великого» отличается настолько сильно, что на практике они, по сути своей, являются боевыми кораблями совершенно разных поколений.
Например, «Киров» из-за серьезной проблемы с силовой установкой с 1990 года не выходил в море и сегодня «ожидает утилизации». Судьба «Адмирала Лазарева, который уже двадцать лет является небоеспособным, пока не решена, но, судя по всему, он последует по пути «Кирова».
«Адмирал Нахимов» также с 1999 года находится на отстое, но его Минобороны РФ все-таки решило восстановить, а что касается «Петра Великого», то он еще не проходил капитальный ремонт, а это, в любом случае, нужно будет сделать в ближайшие годы.
В общем, проект 1144, несмотря на то, что до сих пор является линейкой самых мощных ударных кораблей в мире, на практике оказался сверхдорогим и крайне сложным в эксплуатации для отечественного ВМФ.
У России нет выбора по модернизации «Адмирала Нахимова»
Старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что модернизация такого корабля, как «Адмирал Нахимов» действительно стоит очень дорого сравнима со строительством нового судна.
«В рамках этих работ произойдет полная замена ракетного вооружения и радиоэлектронного оборудования, а также всего сопутствующего технического оснащения данного судна», - констатирует Кашин.
По словам Василия Борисовича, в сумме это тянет на затраты, сравнимые со строительством нового судна аналогичного класса, но на практике все это условно, поскольку мы с советских времен не строим надводных кораблей первого ранга и поэтому зависим от проектов старой постройки.
«К тому же, в рамках подобной модернизации останется корпус, а также атомная энергетическая установка, которые также стоят немало. Кроме того, мы сегодня не сможем построить новый корабль с нуля за те сроки и за аналогичную сумму, поскольку это бы потребовало дорогостоящих НИОКР, а это очень серьезное дополнительное финансирование и большое количество времени», - заключает Кашин.
Все это свидетельствует о том, что у Минобороны РФ не было другого выбора кроме как принять решение по таким работам по той причине, что иного способа комплектования такими военными кораблями у нас на сегодня просто не существует.
«Постройка новых кораблей потребовала не только огромных затрат на подготовку проекта, а но и средств на то, чтобы восстановить определенные производства и компетенции», - резюмирует Кашин.
Как замечает эксперт, восстановление производственной цепочки после перерыва в более чем двадцать лет – очень дорогостоящее и сложное дело, поэтому нельзя говорить, что в рамках модернизации этого крейсера мы предпочли этот вариант строительству новых кораблей. Это не так, поэтому данное решение Минобороны РФ является вынужденным шагом, который необходим нам для комплектования отечественного флота.
«Новых кораблей первого ранга мы так и не начинали строить за все постсоветское время, поэтому их средний возраст очень велик. При этом, на подобные суда опирается наша растущая внешнеполитическая активность – в частности, это совместные учения с другими странами, а также российское военное присутствие у берегов Африканского рога и Сирии, вследствие чего, это решение по модернизации является закономерным», - констатирует Кашин.
Соответственно, нам придется поддерживать старые советские корабли первого ранга – хотим мы этого или нет, причем с «Адмиралом Нахимовым» коррелируют и модернизационные работы в рамках проекта 1155.
«Здесь у нас нет другого выхода, да и все эти работы являются заделом для перспективных кораблей такого класса, которые все-таки будут реализовываться в нашей стране. Корпуса там будут, конечно, другие, а вот вооружение радиоэлектроника будут примерного одного класса», - заключает Кашин.
Адмирал Нахимов атомный крейсер модернизация 2019 года – последние новости о том, что уже сделано и будет сделано на знаменитом корабле ВМФ России, а также когда он наконец-то пойдет в поход. Имя Нахимова какое-то неудачное – в 1986 году под этим названием затонул пароход, в катастрофе которого погибло более 400 человек, а ракетный крейсер, который называли «убийцей американских авианосцев» не прослужил и 10 лет. Спущенный в 1986 году на воду атомный крейсер «Адмирал Нахимов» уже в 1997 году встал на модернизацию, в состоянии которой находится по сей день. В течение 20 лет корабль находится в доке Северодвинска на предприятии «Севмаш», еще 2 года назад шел процесс демонтажа старого оборудования.
Необходимо отметить, что при СССР крейсер был построен всего за 3 года. До 2013 на корабле работы почти не велись, потом шел демонтаж, и вот в последний год активно осуществляются корпусные работы, сварка палубы и фундаментов. Также был загрунтован корпус крейсера, параллельна шла внутренняя перепланировка корабля.
Почему так долго идет модернизация «Адмирала Нахимова»? Все дело в отсутствии надлежащего финансирования, кроме того, существенно не хватает квалифицированных кадров. Советские специалисты уже ушли на пенсию, а среди молодых не так-то просто отыскать даже толкового сварщика.
Что будет установлено на крейсер?
Силовая установка на атомном крейсере «Адмирал Нахимов» модернизирована не будет, ее только заправят свежим ядерным топливом, которое позволит кораблю плавать без дозаправок на протяжении нескольких лет.
В остальном – будет произведена замена вооружения, навигационных систем, связи, электроники, аварийных, погрузочных и вспомогательных средств.
Список работ по модернизации, системы и стоимость указаны в таблице.
Общая стоимость модернизации «Адмирала Нахимова» составит около 10 миллиардов рублей.
Система |
Описание |
Стоимость в рублях |
Система управления техническими средствами крейсера |
500 миллионов |
|
РЭСУ 5П-10 «Пума» |
Система управления артиллерией |
40 миллионов |
УКСУР ЗР-14Н-11442М |
Система управления стрельбой |
120 миллионов |
Общая система управления |
450 миллионов |
|
Погрузочная система |
88 миллионов |
|
МРЭК 5П-20К |
Радиоэлектронный комплекс обнаружения целей |
60 миллионов рублей |
Комплекс обработки радиоэлектронной информации |
71 миллион |
|
МР-650 «Подберезовик» |
Корабельная радиоэлектронная станция образца 1982 года |
144 миллиона |
НРЛС МР-232−3 и МР-231 |
Системы навигации |
30 миллионов |
Аварийная система |
4 миллиона |
|
Минотавр ИСПН-М.1 |
Буксируемая гидроакустическая система |
|
Система против диверсий |
15 миллионов |
|
ПОА-РГ АРГА-М |
10 миллионов |
|
Вооружение |
||
Пусковая установка для ракет «Калибр», «Оникс», «Брамос», «Циркон». |
1,2 миллиарда |
|
Автоматическая система управления противовоздушной обороны |
80 миллионов |
|
ЗМ-48 «Форт-М» |
Зенитно-ракетный комплекс С-300 образца 1984 года с дальностью поражения 150 км |
|
Зенитно-ракетный комплекс образца 1970-х годов |
280 миллионов |
|
Зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М» образца 1994 года малой дальности. |
80 миллионов |
|
Управляющий модуль |
75,2 миллиона |
|
МТПК Пакет |
Противолодочный комплекс для отражения торпедных атак и подавления подлодок. |
203 миллиона рублей |
Это далеко не полный список модернизации ядерного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», дополнительное оборудование насчитывает тысячи позиций.
Учитывая, что большая часть модернизированного вооружения разработано еще в СССР (хотя и доработано в наши дни), некоторые эксперты придерживаются мнения, что после спуска на воду обновленного «Нахимова», его сразу же впору снова модернизировать.
Когда будет закончена модернизация?
По предварительным данным модернизация «Адмирала Нахимова» будет закончена к 2020 году. Однако, по другой информации крейсер выпустят в плаванье уже в 2019 году, когда в док уйдет на ремонт аналогичный корабль «Петр Великий».
Многие связывают с восстановлением крейсера возрождение ВМФ России, однако, стране так и не удалось вернуться к показателям СССР по численности крейсеров и атомных подводных лодок. Более того, корабли такого класса, были не по карману даже достаточно устойчивой (в 70-е-80-е годы) экономики страны Советов.
Тем не менее, модернизация «Адмирала Нахимова» является серьезным шагом по укреплению позиций России в морском пространстве, хотя особой угрозы потенциальным противникам (если к ним относить блок стран НАТО) не несет, поскольку у них такого типа кораблей в десятки раз больше.
МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" может вернуться в боевой состав Военно-морского флота России к 2021 году. Как сообщил на форуме "Армия-2017" глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, точные сроки будут известны после согласования объема оставшихся работ по ремонту и модернизации. "Адмирал Нахимов" станет вторым действующим кораблем проекта 1144 "Орлан" в составе ВМФ РФ. На сегодняшний день, напомним, Андреевский флаг поднят лишь на одном его "собрате" — . Оставшиеся два "Орлана", также построенные еще в СССР, подлежат утилизации. Тем не менее даже один корабль этого класса способен значительно повысить боевую мощь любого военно-морского стратегического объединения. К тому же в рамках модернизации "Нахимов" получит новые возможности.
Плавучая крепость
ТАРКР проекта 1144 "Орлан" считаются крупнейшими боевыми кораблями в мире за исключением авианосцев. Полное водоизмещение каждого — 25,8 тысячи тонн, длина — 250 метров, максимальная ширина — 28,5 метра, экипаж — 760 человек. Эти крейсера, по сути, являются вооруженными до зубов мобильными платформами, способными бороться с любым противником. Каждый несет на себе 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 "Гранит", зенитно-ракетные комплексы "Оса-М", "Кинжал" и дальнобойные С-300Ф, зенитную артиллерию — установки "Кортик" и АК-630,с противолодочные ракето-торпеды "Метель" и "Водопад", реактивные бомбометы и автоматическую двуствольную пушку АК-130.
В составе российского ВМФ "Орланы" — единственные боевые корабли с атомной энергетической установкой, обеспечивающей внушительную автономность плавания в 60 суток и максимальную скорость в 31 узел. Дальность их хода практически неограниченна. Кроме того, эти крейсера могут работать в условиях крайнего Севера и способны обеспечивать значительное военное присутствие России в Арктическом регионе, который многие аналитики считают потенциальным полем боя за природные ресурсы в недалеком будущем. Все это в комплексе превращает российские ТАРКР в очень опасных противников.
Тем не менее корабли проекта постепенно устаревают. И если введенный в эксплуатацию в 1998 году "Петр Великий" еще можно назвать относительно "молодым", то "Нахимов", принятый в состав Северного флота на десять лет раньше, не может похвастаться хорошим "здоровьем". Этот корабль находится на модернизации с 1999 года, однако по факту работы над ним начались лишь в 2013 году, когда на это появились деньги. К ноябрю 2015 года судостроители демонтировали с него все старое оборудование и начали устанавливать новое.
Для поиска дефектов в корпусе применялись современные технологии. Как рассказал в начале недели "Газете.ру" глава ОСК Алексей Рахманов, было проведено полное 3D-сканирование всего корпуса крейсера. Расхождение по ряду поверхностей корпусных деталей достигало до полуметра. Такой способ дефектации считается очень эффективным, ведь далеко не все "болячки" можно выявить "на глазок".
Сдерживающий фактор
Если внешне "Адмирал Нахимов" преобразится незначительно, то большинство сложной электронной "начинки" и систем вооружения будет заменено. В частности, на крейсер установят новое радиоэлектронное оборудование, современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое. Ядерные реакторы корабля менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, будут модернизированы.
Что касается вооружения, то "Адмирал Нахимов", а следом за ним и "Петр Великий", вместо противокорабельных "Гранитов" получат более современные П-800 "Оникс" и "Калибр". Последние могут применяться и по наземным целям, а значит, "Орланы" станут эффективным средством поддержки операций Сухопутных войск. Кроме того, на "Нахимов" планируется установить современные комплексы ПВО "Полимент-Редут" с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров.
— "Орланы" получат универсальные корабельные стрелковые комплексы (УКСК), которые можно снаряжать и крылатыми ракетами большой дальности, например "Калибрами", и противокорабельным вооружением, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Основной задачей "Орланов" всегда была борьба с авианосными ударными группами противника. Однако его тяжелые (более пяти тонн) ракеты "Гранит" уже устарели. С моей точки зрения, воевать с авианосцами должны подводные лодки, а "Петра Великого" и "Адмирала Нахимова" необходимо превратить в носители дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения наземных целей. Таким образом, эти крейсера станут эффективным неядерным средством стратегического сдерживания.
Задел на будущее
Стоит отметить, что устанавливаемые на "Адмирала Нахимова" УКСК смогут использоваться и для пуска перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет "Циркон". Напомним, в июне британская газета The Times назвала ПКР "Оникс" и "Циркон" самой серьезной угрозой для королевского флота. Эксперты издания подчеркнули, что сверхзвуковые "Ониксы" способны подлетать к кораблю едва ли не над гребнями волн на скорости, в два раза превышающей скорость звука (в зоне поражения корабельной ПВО они находятся несколько секунд). Гиперзвуковые "Цирконы" просто неуловимы (невидимы в облаке плазмы) для существующих и перспективных систем ПВО-ПРО. Новейшие ПКР должны поступить на вооружение Военно-морского флота России в 2018 году.
По мнению ряда аналитиков, на ближайшую перспективу ремонт и глубокая модернизация существующих крупных надводных кораблей — наиболее предпочтительная стратегия, чем "погоня" за амбициозными, перспективными, но очень дорогими проектами вроде атомных эсминцев "Лидер" и авианосцев "Шторм". Сокращение военного бюджета заставляет "сдвинуть вправо" работу над морским оружием будущего. К тому же в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 год приоритет в финансировании получат Сухопутные и Воздушно-десантные войска, а также Воздушно-космические силы.
Вслед за США Россия готовит собственный потенциал быстрого глобального удара. В Северодвинске начались активные работы по ремонту и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») проекта 11442 . Почти обезлюдевшую гигантскую ржавую «посудину», бесцельно проторчавшую у здешнего заводского причала с июля 1997 года, решено не просто реанимировать, а превратить, по сути, в частично бронированный «ракетный линкор», не имеющий аналогов в мире.
Обойдется стране это минимум в 50 миллиардов рублей – примерно в сумму, за которую мы неизвестно зачем покупаем у Франции каждый вертолетоносец типа . Впрочем, недавно завершившаяся многолетняя история с превращением в том же Северодвинске тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный индийский авианосец «Викрамадитья» свидетельствует, что на самом деле ремонт «Нахимова» обойдется куда дороже покупки «Мистраля».
На Северный флот обновленный «Адмирал Нахимов» по плану должен вернуться в 2018 году. Однако это будет нечто большее, чем просто мощное усиление корабельного состава североморцев. На самом деле, то, что сегодня происходит с «Нахимовым», свидетельствует, что Россия резко меняет свои подходы к ведению современных войн. Наряду с ядерным сдерживанием в военно-политическом арсенале Кремля появилась и собственная концепция быстрого глобального удара. Подобная той, которую конгресс США одобрил еще в 1997 году.
В чем суть такой концепции? С появлением высокоточного оружия большой дальности для мгновенного нанесения неприемлемого ущерба врагу стало необязательным применение ядерного оружия . Достаточно одновременно с разных направлений запустить сотни (а если мало – то и тысячи!) крылатых ракет в обычном снаряжении, каждая из которых способна, как утверждают, влететь даже не в конкретное окно, а в форточку за тысячи километров от места старта.
Целями могут стать не только военные объекты, но и мосты, причалы, вокзалы, заводы, центры связи и управления, электростанции и т.д. Никакая ПВО не способна гарантированно остановить всю эту хищную стаю. Хотя бы половина ракет долетит и в считанные минуты втопчет страну в каменный век.
При этом по сведениям доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова, для поражения объекта типа «среднее предприятие» или «аэродром» требуется от 8–10 до 15–20 крылатых ракет с учетом возможного противодействия сил и средств ПВО . Потребный расход этого оружия для поражения площадной цели типа «лагерь террористов» с уничтожением до 70 процентов находящегося в нем личного состава может составить от 4–5 до 10–12 ракет.
До сих пор США с тысячами их «Томагавками» были единоличным обладателем подобной стратегической дубины. У нас крылатые ракеты большой дальности для ударов по береговым целям тоже давно на вооружении. К примеру – оперативно-стратегические 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» и С-10 «Гранат» для кораблей и подводных лодок и Х-555 для бомбардировщиков. Бить по любым целям они способны не хуже . А в ряде случаев и лучше.
Скажем, ракеты С-10 «Гранат» по дальности полета превосходят американский аналог (3000 против 2500 км). А недавно принятая на вооружение крылатая ракета воздушного базирования , по сообщениям прессы, способна летать на 5000 км. И имеет просто фантастическую перспективу увеличения дальности — до 10000 км.
Вот только настоящего эффекта этим грозным арсеналом можно добиться, как уже сказано, лишь при массированном его применении. То есть, необходимо достаточное число носителей – самолетов, кораблей и подводных лодок. Вот с этим дело пока обстоит похуже, чем у Пентагона.
Скажем, американцы давно переделали четыре своих атомных подводных лодки типа «Огайо» для стрельбы «Томагавками». На каждом таком ракетоносце – по 154 крылатые ракеты . На 54 эсминцах ВМС США класса в ударном варианте может быть по 56 «Томагавков». На двадцати двух крейсерах ВМС США класса «Тикондерога» в стандартном варианте – по 26 таких пусковых установок. К этой армаде добавим еще стратегическую авиацию – вот и потенциал именно для быстрого и именно для глобального удара по любому уголку планеты.
А у нас? Пока в России основная масса оперативно-стратегических крылатых ракет – под крыльями ВВС . Каждый (всего их у нас 16) способен разом поднять 12 Х-555. На Ту-95МС (их в боеготовом состоянии не более 32) — около восьми точек подвески для такого оружия. На Ту-22М3 (их нынче по сообщениям открытых источников способно подняться в воздух порядка 40) – по 4 ракеты Х-555. Даже если удастся использовать их все – более шести сотен КР не получится. Для глобальности маловато.
Остается флот. По западным оценкам, сделанным, правда, еще в 1988 году, на наших подводных лодках всего около 100 ракет комплексов С-10 «Гранат». С той поры, впрочем, если это количество и изменилось, то лишь в меньшую сторону – вместе с числом атомных подводных ракетных крейсеров, которые частью пошли «на иголки», частью – в безнадежный отстой и бесконечный ремонт.
Ракетами «Калибр» будут вооружены строящиеся новейшие многоцелевые атомные подводные лодки — по 32 пусковые установки на каждом. Относительно готовым пока можно считать всего один корабль этой серии – (в декабре 2013 года она принята в опытовую эксплуатацию).
Тот же комплекс составит главный калибр и фрегатов проекта 11356, которые спешно клепают в Калининграде для Черноморского флота. На каждом – по 8 таких ракет. По плану первые три фрегата – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — черноморцы должны были получить уже в нынешнем году. Но это вряд ли. Судя по темпам работ, получить бы в 2014-м хотя бы «Григоровича».
Все планы сорваны и по вводу в строй новейшего , который должен нести до 16 оперативно-стратегических крылатых ракет. Головной корабль этой серии «Адмирал Горшков» спущен на воду в Санкт-Петербурге еще в 2010 году. Но дело с ним идет как-то особенно туго.
Сложить все вместе – суммарный залп выйдет все равно куда скромнее, чем даже у одного американского атомного подводного крейсера типа «Огайо». Поэтому принята программа перевооружения «Калибрами» еще и российских атомных подводных ракетных крейсеров проекта 949А типа «Антей». Когда-то они создавались для борьбы с авианосцами. И соответственно вооружались замечательными сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения 3М45 «Гранит».
Поскольку теперь гоняться по океанам за американскими эскадрами вряд ли придется, «Антеи» меняют специализацию. А вместе с ними и «Граниты» — на «Калибры». Причем, как утверждают, число пусковых установок на «Антеях» останется тем же – по 24 на каждой лодке.
И все равно для глобальности маловато. Вот тут и подошла очередь застоявшегося в Северодвинске «Адмирала Нахимова». Самым грозным его оружием тоже были «Граниты», расположенные в 20 шахтных пусковых установках. Теперь их решено менять на противокорабельные П-900 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» для стрельбы по береговым целям.
Всего под палубой «Адмирала Нахимова» будет 80 пусковых установок крылатых ракет. Что наверняка весьма впечатлит любого врага и заставит считаться с «Нахимовым». При этом сколько «Ониксов» и сколько «Бирюзы» и в каком количестве заряжать в пусковые установки — это в зависимости от поставленной боевой задачи.
Естественно, модернизация коснется не только ударного оружия будущего «ракетного линкора». Планируется поставить на него и новые системы ПВО (вместо двух ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» — новейшую зенитно-ракетную систему «Редут-Полимент», корабельный вариант ). Более совершенным станет противолодочное вооружение «Адмирала Нахимова», системы связи, управления и т. д.
Уже решено, что через несколько лет у причала северодвинского завода этот корабль заменит единственный оставшийся в строю его собрат – «Петр Великий». И ему предстоит тот же вариант обновления.
А вот что делать с двумя другими «Орланами» — «Адмиралом Лазаревым» (бывший «Фрунзе», в отстое на Тихоокеанском флоте с 1999 года) и «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров», в отстое на Севере с 1991 года)? Они и сейчас выглядят особенно дряхлыми. С учетом намеченной модернизации «Петра Великого» очередь до них до 2020 года точно не дойдет. И как быть с этими кораблями – пока не знает никто.
В середине 70-х годов советский военно-морской флот приступил к реализации амбициозного проекта – постройке атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые по своему размеру и водоизмещению вполне сопоставимы с линейными кораблями периода Второй мировой войны. С помощью этих гигантов руководство страны намеревалось продвигать государственные интересы в самых отдаленных уголках земного шара. По сути, эти корабли можно назвать реинкарнацией линкоров в ракетно-ядерную эру. Первоначально они задумывались, как мощный инструмент противолодочной обороны, но затем их вооружение было усилено в расчете на противодействие надводным силам противника.
Сегодня в отечественной прессе крейсера серии «Орлан» часто называют «убийцами авианосцев». Во время создания этого проекта планировалось, что в будущем ТАРК будут сопровождать советские атомные авианосцы, но они так и не были построены…
За исключительные размеры и боевую мощь НАТО выделило тяжелые атомные крейсера проекта 1144 в отдельный класс – Kirov-class battlecruiser, что переводится, как «линейный крейсер». В советском военном флоте это были единственные надводные корабли, имевшие ядерную энергетическую установку, а в Мировом океане крупнее их были только авианосцы. Так, например, американские атомные крейсера типа «Вирджиния» имеют водоизмещение в 2,5 раза меньше, чем «Орланы».