Во сколько открывается церковная лавка. Магазин Церковная лавка продаю готовый бизнес. Инвестиции и инновации
Куда обычно идет человек с вопросами, впервые пришедший в храм? В храме еще мало, что понятно, к батюшке подойти сразу почему-то не все решаются, а вот лавка порой становится не просто местом продажи необходимых товаров, но и местом утешения, приобщения к церкви. Чем еще лавка отличается от обычного магазина, нам рассказала продавец иконной лавки Елена Волкова
Елена, скажите, как вы попали на эту работу?
В иконную лавку я попала не случайно. В то время я училась в филиале Свято-Тихвинского университета, отец Андрей всех своих студентов хорошо знал и он же и предложил мне эту должность.
Какие трудности были в первое время работы в лавке?
Это само новое место работы и связанные с ней особенности. Нужно было хорошо знать, где что лежит, где какая икона.
Елена, какие качества должны быть у работника лавки? Может ли там работать любой желающий?
Вообще работник Церкви, конечно, должен исповедовать православие. Он должен уметь говорить о своей вере всем, кто приходит в лавку, причем лаконично и ясно, это самое главное.
Было ли в работе поначалу какое-то стеснение? Может страх какой-то?
Скорее не страх, а смущение. И борьба с этим лежит в таинствах Церкви, молитве, покаянии. Помогали советы батюшки, да и сама старалась с этим бороться. В голове всегда произносишь молитву, когда бывают какие-то затруднения.
О чем, как правило, спрашивают покупатели?
Часто спрашивают, как правильно писать записки, о том, почему в церкви не молятся за некрещеных, по этому поводу бывает много негодований. Причем заходят в лавку и много некрещеных, представителей других религий, в том числе и мусульмане.
Чего сейчас не хватает нашей лавке в плане оснащения?
Основная наша проблема всегда заключалась в площади лавки - товара бывает много, а вот места мало.
К сожалению, иногда в лавку попадают лжеправославные книги. Как вы их отбираете?
Сейчас, конечно, таких книг стало намного меньше, есть определенная церковная цензура, которая следит, чтобы такая литература в лавку не попадала.
Как опознать христианину такие книги?
Если человек в духовном плане далек, то определить ему сразу будет трудно. Такой литературы, например, много о новых старцах или о людях, которых называют уже святыми, хотя они не канонизированы.
Если кто-то хочет поработать летом у вас в лавке, возможно ли это?
Даже очень нужно, поскольку летом многие продавцы уходят в отпуск. Желательно, конечно, чтобы такой человек прочитала хотя бы закон Божий, этого требуют от нас от христиан и батюшки.
Елена, спаси Господи за беседу, всего вам доброго!
Вероника Вяткина
Для того, что бы была возможность контролировать его пользование нужно письменно оформить соглашение о добровольном пожертвовании с религиозной организации, в котором обязать одаряемого отчитываться о его применении. У вас остались вопросы? Выдежурному юристу Юрист анализирует ваш вопрос Юрист связывается с вами Ваш вопрос решен! Приемущества:
- Полная анонимность
- Бесплатно
- Возможность обсудить любые темы, связанные с дарением
15 минут — средняяскорость ответа 59 консультациисегодня 23635 консультацийпроведено всего Популярное Налоги на дарение Подаренное имущество в соответствии с нормами Налогового кодекса в общем случае может считаться доходом, за который необходимо уплатить подоходный налог (НДФЛ). Однако если сделка дарения совершается близкими родственниками, она освобождается от уплаты налога на доходы.
Правильное оформление магазина церковной утвари
Важно
Однако переживаю, что это могут быть мошенники, которые заберут деньги себе, а не используют их для реставрации святого места. Каким образом я могу удостовериться в том, что мои пожертвования будут направлены на восстановление монастыря? Для того, что бы иметь полный контроль над использованием пожертвованных денег необходимо заключить письменный договор добровольного пожертвования, в котором обязать одаряемого предоставлять отчет об истраченных средствах.
Как правило, если расклейкой таких объявлений являются жулики, то кроме расчетного счета не указываются. В объявлении должно быть написаны все реквизиты юридического лица, контактная информация (телефон, электронная почта, сайт организации), то есть наличие обратной связи обязательно.
По реквизитам юридического лица, возможно получить информацию о нем в ЕГРЮЛ.
Торговля в храме
Правоустанавливаюшая документация (Устав, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Свидетельство ЕГРН, свидетельство стат управления) 22. Документация на земельный участок 23. Документация на здания Прихода 24.
Внимание
Кассовая книга 25. Книга учета банковских операций 26. Рапортичка 27. Авансовые отчеты 28. Платежные документы 29.
Договора на электроподключение 30. Счета за элктричество 31. Договора на поставку газа 32. Счета за газ 33. Договора на подключение к системе водоснабжения 34.
Счета за воду 35. Договора Электросвязь 36. Счета Электросвязь 37. Договора с юридическими лицами 38. Договора с физическими лицами 39.
Акты проверки Прихода Управлением юстиции 40. Указы, заявления 41. Финансовые отчеты в епархиальное управление 42. Церковный товар епархия (расходная накладная) 43.
Оборотная ведомость, инвентаризационная книга 44. документация по НДФЛ 45.
Православная церковная лавка
Различные скатерти В помещении можно распространить запах ладана, это может стать хорошим решением для настройки клиента для продажи. Продавец должен знать суть вопроса. От продавца будет зависеть большая часть успеха торговли.
Перед клиентом должен стоять уверенный в себе человек, который у покупателей вызовет доверие. С продавцом должно быть приятно разговаривать. Не только про приобретение продукта, но и просто побеседовать о жизни.
Понятно, что продавцом на такое дело лучше не нанимать человека, который не знает церковных дел. Также на такую работу не следует принимать подростков.
Потому что у них мало опыта. Необходимо составить для себя обычный облик продавца для церковного магазина: это женщина от 50 до 70 лет, она должна быть скромно одета, добросердечная, уравновешенная, учтивая. Еще она должна верить в бога. У нее должно быть желание поговорить с клиентом, поддержать.
Должна ли церковная лавка быть внутри храма?
Инфо
В случае, если пожертвование поступило от конкретно благотворителя (не анонимно), то в кассе религиозного учреждения составляется приходный кассовый ордер с указанием данных жертвователя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации), данная операция так же записывается в кассовую книгу. Пожертвование в церкви и его юридическое значение После того, как заключен договор пожертвования, возможны, два варианта развития событий:
- если договор оформлен в письменной форме, то благотворитель имеет возможность контролировать реализацию и использование дара.
На благополучателя возлагается обязанность в предоставлении отчета о пользовании дара. Он оформляется в письменном виде, как правило, согласовывается заранее и его бланк прилагается к договору пожертвования.
Пожертвование храму или церкви
Андрей Анисимов о церковной архитектуре Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов» Скорее всего, размещение церковных лавок внутри храма началось в советское время, когда не было возможности ничего построить вне здания церкви. Но в современных условиях строить новый храм и прямо в нем проектировать церковную лавку, по-моему, не совсем верно. Хотя и как таковой запрет на размещение церковной лавки внутри храма отсутствует.Сейчас большинство церквей все-таки строится с церковной лавкой вне молитвенного пространства. В идеале лавка с иконами, книгами и другими предметами, которые необходимы людям дома, должна быть вынесена в отдельное здание, потому что там обычно очереди, шумно и много людей.
Большинство наших соотечественников - православные христиане. И поэтому церковный магазин имеет все шансы быть успешным, конечно, если оборудован и открыт он с соблюдением всех необходимых условий и правил.
Иного положения вещей не стоит допускать ни в коем случае. Ясное дело, оборудование лавки должно быть высококачественным, а подход к бизнесу - очень хорошо продуманным и просчитанным.
Только так можно приниматься за дело, рассчитывая, что все сложится самым наилучшим образом. Спрос на православную атрибутику, такую как христианские книги, кресты, иконы, киоты, различные обереги является традиционно высоким. И надо быть очень внимательным, неизменно стремясь соответствовать всем возможным пожеланиям потребителя по приобретению данной продукции. 1) помещение;2) бизнес-план;3) документы о регистрации;4) товар, а также торговое оборудование;5) реклама наружная;6) благословение священника.
Церкорвная лавка в церкви как оформить
Монастыри или церкви ведут свою хозяйственную деятельность, как правило, только на пожертвования граждан или организаций. Существует несколько способов пожертвования храму на строительство или восстановление:
- в церковной лавке - покупка свечей, икон или заказ молебна, панихиды это своеобразное пожертвование, так как вырученные денежные средства идут на нужды церкви;
- в ящик-копилку - на территории или внутри храма часто располагаются ящики для пожертвований, на такой копилке имеется информация на какие нужды собираются деньги. Имея желание помочь храму жертвователь помещает в копилку денежные средства, сумма зависит от возможностей благотворителя.
Для оформления церковной лавки не подходят стандартные решения. Торговое оборудование для магазина при храме отличается своей индивидуальностью, выраженной в использовании по большей части дерева как материала для отделки.
В нашем случае заказ также был нестандартен. Помещение достаточно компактно, поэтому задача была – максимально эффективно использовать имеющиеся квадратные метры. Для этого использовалось не только пристенные элементы, но и навесные полки.
Установка торгового оборудования для церковного магазина длиной в полный рабочий день началась с монтажа слева от холодильника импровизированной деревянной крыши, состоящей из деревянной черепицы. К стене был поставлен шкафчик с четырьмя открывающими створками. Поочередно были смонтированы все четыре полочки.
Что же касается самого его обустройства, то главное, чтобы витрины, полки, стеллажи были прочными, надежными, а также приятными взору и удобными для продающего и покупающего. Ассортимент церковных товаров должен быть предоставлен вниманию потенциальных покупателей с помощью аккуратных качественных полок и стеллажей. Важно, чтобы место для продукции разного рода, как, например, украшения и литература, выбирались тщательно и продуманно. Ведь все должно смотреться красиво и изысканно. Вообще магазин церковная лавка требует много внимания, чтобы оборудовать его правильно. Надо продумать наиболее выгодное и разумное размещение товаров. Надо позаботиться и о правильном освещении, чтобы, например, украшения предстали во всей красе, и о безопасности, чтобы уберечь имущество от возможных злоумышленников.
Каждый человек согласится с тем, что большая часть жителей его страны, является православными христианами, которые посещают церкви и аналогичные храмы. В церковь человек приходит, чтобы помолиться о здравии, поставить свечку за упокой, заказать молебен. Все прихожане стараются соблюдать христианские каноны и приобретают в свой дом христианскую атрибутику. В каждой церкви или храме есть своя церковная лавка, в которой продается различная тематическая утварь: свечки, иконки, христианская литература, календарики святых, молитвенники, лампадки, крестики, сувениры.
И все без исключения прихожане, периодически покупают в церковной лавке нужный товар религиозного направления. Но не во всех городах и уголках страны, есть необходимое количество храмов и церквей, куда могут прийти прихожане. Поэтому, во многих местах есть острая необходимость в церковных лавках. В данном случае, открытие церковной лавки является хорошей идеей и выгодным прибыльным бизнесом, в котором будут продаваться товары религиозного характера.
С чего начать бизнес?
Каждый бизнес берет свое начало с изучения спроса на выбранную продукцию, а также оценивается покупательская способность. Если в вашей местности есть уже и не одна церковная лавка, то нужна ли она еще? Оцените спрос на христианскую продукцию, учитывая количество прихожан и конкурентов.
Прежде, чем начинать свой бизнес по продаже религиозной продукции, получите благословение у местных священников. Это поможет вам сориентироваться в дальнейшем в построении бизнеса, ведь служители церкви вам могут помогать не только советом, но и делом. Без получения благословения и разрешения на занятие религиозным бизнесом, ваша идея не будет процветать. Ведь служители местной епархии вправе вам как отказать в вашей затее, так как и разрешить
Получая благословение на торговлю в христианском заведении, вы становитесь полноценной ячейкой их общества, учитывая все каноны и заветы. Хотя, в остальном, открытие обычного магазина аналогичная процедура создания церковной лавки.
Регистрация церковной лавки и выбор помещения
Открывая свой собственный бизнес, вы автоматически становитесь индивидуальным предпринимателем. Поэтому, вам необходимо зарегистрироваться в налоговых органах и получить на свою идею разрешения. Регистрация представляет собой обычную процедуру, хотя в последнее время она значительно упростилась и не требует много времени.
Если вы получили разрешение на торговлю христианской продукции на территории храма или церкви, то с местом вы вопрос решили. Что это будет – беседка на улице при храме или уголок в церкви, решите в плановом порядке.
Если же вы в поиске подходящего помещения, для этого случая старайтесь найти многолюдное место. В нем должна быть сосредоточена основная масса потока людей. Лучше всего расположить торговую точку рядом с большим супермаркетом, вокзалом или станцией метро. Само помещение старайтесь оформить в аналогичной цветовой гамме, которая импонирует христианскому направлению. Золотые, желтые и коричневых тона вполне подойдут для оформления торгового места.
Выбор поставщиков церковной атрибутики
Найти поставщиков христианской продукции для вас не составит проблем. Их вы можете поискать по объявлениям или в сети интернет. Хотя, для закупки такого рода товара существует свои нюансы. Чтобы получить продукцию высокого качества, поинтересуйтесь, у кого закупают товар действующие при храмах церковные лавки. Подбирайте ассортимент только по нужному направлению, хотя в этом вопросе вам вполне могут помочь священники и служители церкви
Продавец христианского товара
К этому вопросу нужно подойти очень серьезно и ответственно. Торговать привезенным товаром совсем несложно, как и подавать его с полочки и получать за него деньги. Но, вот дать полноценные ответы на интересующие вопросы, которые часто задают прихожане, не каждому продавцу под силу.
Поэтому, в этом деле нужен компетентный человек, который полностью разбирается в религиозном направлении. Лучше всего отдать предпочтение верующему человеку, а он в свою очередь, сможет посоветовать нужную атрибутику к определенному случаю.
........................................................................................
Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет
Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.
Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)
Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.
Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.
РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.
Многослойный пирог
«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.
Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.
Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.
Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.
Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.
Имущество церкви
Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».
Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.
РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.
Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)
В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.
В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».
В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».
Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)
В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .
В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.
Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.
«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.
«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.
Бюджетные деньги
«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.
По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.
Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.
Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.
Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.
Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».
Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».
Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.
Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.
От кладбищ до футболок
В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).
Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».
В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.
Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.
Церковная касса
Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.
До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).
В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».
Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.
Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)
Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.
В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .
Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.
Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».
Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.
АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Инвестиции и инновации
О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно немного. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.
«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).
В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».
В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».
Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.
«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.
В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.
Доходы и расходы
«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».
Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.
«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.
Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.
Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.
Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?
Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».
Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
На что живут другие церкви?
Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.
Епархии Германии
Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.
Банк Ватикана
Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.
Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)
В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.
Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.
Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».
При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой
В Петербурге при каждой, даже небольшой церкви организована торговля. Помимо икон, нательных крестиков, ортодоксальной литературы в церковных лавках продаются открытки с видами храмов, наклейки для пасхальных яиц, диски, сувениры и др. В городе порядка 150 таких торговых точек. Чаще всего прибыль, полученная от существования лавки, направляется на восстановление храма, на территории которого она работает. Однако это не означает, что раз лавка находится рядом с храмом, то ее деятельность носит некоммерческий характер.
Филиал московского художественно-производственного предприятия "Софрино", принадлежащего Русской Православной Церкви, работает в Петербурге 12 лет. Магазин церковной утвари, находящийся рядом с Александро-Невской лаврой, арендует помещение у КУГИ и реализует готовые изделия из текстиля, свечи, кресты, иконы и т. д. Людмила Исаева, директор филиала, рассказала, что предприятие обеспечивает до 80% всех православных товаров города. Основным покупателем "Софрино" являются храмы, и все доходы петербургского магазина идут на развитие церкви.
"Наша задача - обеспечить утварью храмы города и Северо-Запада", - отмечает она. Людмила Исаева полагает, что конкуренция в церковной нише есть: украинские и белорусские предприниматели возят в Петербург иконы, кресты, текстиль, литературу.
Несмотря на то что участники рынка неохотно говорят о своих доходах, некоторые цифры все же могут демонстрировать выгодность их бизнеса.
В частности, фарфоровое производство ООО "Скудельник", работающее с 1994 г., вначале представляло собой небольшую мастерскую, где две литейщицы отливали не более 50 форм в день, сегодня же компания производит более 1000 изделий за день. В 2002 г. компанией был освоен новый вид продукции - строительный фарфор. Заказчиками продукции выступают петербургские храмы.
К примеру, по заказу храма "Всех скорбящих Радости" была изготовлена черепица на купол. При многих храмах, в монастырях действуют собственные мастерские. Они изготавливают церковную утварь и облачение для служителей церкви, свечи, иконы, пасхальные подарки и многое другое.
Поставив свечку, прихожанин вносит свою лепту в восстановление прихода и помогает церковному бизнесу.
Есть мнение
Священник Александр,
настоятель Воскресенской церкви кадетского ракетно-артиллерийского корпуса:
"Торговля в храме и за его пределами развивается по разным законам. В церк-ви сложилась строгая иерархическая структура, и давать благословение на торговлю может настоятель прихода. Не думаю, что деятельность церковных лавок может носить коммерческий характер. Скорее, это пожертвования прихожан, ведь обычно прибыль идет на восстановление храма.
Через церковные лавки идет не коммерческая деятельность, а популяризация церковной культуры, которая помогает петербуржцам ориентироваться в вопросах веры. Главное, чтобы торговля свечами и другой утварью не мешала прихожанам молиться и сосредоточиваться на главном. К сожалению, не все храмы имеют возможность отделить помещение для торговли от богомольческого процесса. Зато такая возможность есть у крупных предприятий, которые сами занимаются производством и реализацией церковных товаров. Больших магазинов в городе крайне мало, и полагаю, что это направление для петербургских предпринимателей перспективно. Важнее всего это для возрождения".
- Исследование скважин пластов Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
- Увольнение по собственному желанию без отработки - в каких случаях возможно Право на увольнение без отработки 2 недель
- Владелец ТРЦ «Золотой Вавилон» нашел покупателей на свои российские активы
- Какие виды деятельности подлежат лицензированию в РФ: перечень