Объектом изучения логистики являются. Объект и предмет изучения логистики. Научные основы и методология логистики
История возникновения логистики.
С конца 20 века понятие логистики стало широко использоваться в экономике. Но сам термин логистика появился раньше. В Древних Афинах была специальная должность - "логист", в их обязанности входила проверка отчетов др. служащих. В Древнем Риме под логистами понимались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. В 9 веке н.э. в Византии логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
Слово "Логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. Математик Г.В. Лейбниц использовал этот термин в значении «математической логики». В 1904 г. на философском конгрессе в Женеве было утверждено определение логистики как математическая логика.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она сформировалась как новое направление в области управлении материальными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве.
Большое развитие логистика получила в 60-70-ые годы в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.
В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.
Определения логистики.
Не существует универсального определения логистики. Термин «логистика» трактуется в зарубежной и отечественной литературе по-разному. Слово «логистика» происходит от английского logistics , что означает «счетное искусство», «искусство рассуждения, вычисления». До наших дней дошли две трактовки понятия логистики: в трудах Лейбница такой термин использовался для обозначения математической логики; в военной области логистика означала искусство управления войсками, сочетающее управление материально-техническим снабжением, транспортным обслуживанием армии и определение мест дислокации войск. Сегодня логистику определяют как науку , процесс, концепцию и инструмент управления .
Логистика - наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.
Логистика - процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.
С позиций бизнеса логистика - это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.
Объект и предмет изучения логистики.
Объектом изучения и управления в логистике являются материальные потоки, и сопутствующие им информационные, финансовые и сервисные потоки.
Поток - это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты; траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения.
Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции.
Сервисный поток - поток услуг, выполняемых в логистической системе с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.
Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, сервисными и информационными потоками.
Информационный поток - это поток сообщений в устной, документной (в том числе и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.
Предметом изучения в логистике является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.
МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ
СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
Экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Логистика»
Вариант 1
Выполнил (а):
____________________
____________________
____________________
Номер зачетной книжки:
____________________
Проверил:
____________________
1. Логистика как наука: определение, задачи, объект, предмет, правила логистики
Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.
Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.
Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
нужный товар;
необходимого качества;
в необходимом количестве доставлен;
в нужное время;
в нужное место;
с минимальными затратами.
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.
Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.
Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.
Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.
Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.
Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.
Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).
Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики» :
1. Груз - нужный товар.
2. Качество - необходимого качества.
3. Количество - в необходимом количестве.
4. Время - должен быть доставлен в нужное время.
5. Место - в нужное место.
6. Затраты - с минимальными затратами.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.
Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация и примеры задач, решаемых в логистике
Глобальные |
Общие |
Частные |
1.
Достижение максимального эффекта
функционирования ЛС с минимальными
затратами |
1.
Создание интегрированной системы
регулирования МП и ИП |
1.
Снижение уровня страховых запасов
9. Кратковременное увеличение
мощности ЛС |
Логистические операции - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К логистическим операциям относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.
Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.2.
Таблица 2
Классификация функций логистики
Признак классификации |
Описание |
|
Характер выполняемых задач |
Оперативные |
Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков |
Координационные |
Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ |
|
Базисные |
Снабжение, производство, сбыт |
|
Ключевые |
Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг |
|
Поддерживающие |
Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка |
|
С концептуальных позиций |
Системообразующая |
Организация системы управления всеми ресурсами |
Интегрирующие |
Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ |
|
Регулирующие |
Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат |
|
Результирующая |
Направлена на достижение конечной цели логистического управления - выполнение шести правил логистики |
Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.
2. Реинжиниринг в логистике
Типичный путь к системной интеграции пролегает через процедуру, которую называют реинжинирингом (реорганизацией) логистического процесса . Основная идея заключается в том, что для оценки возможных и необходимых масштабов интеграции. прежде всего, нужно выявить и изучить этапы выполнения конкретных действий. Не существует никаких общих правил, определяющих идеальную или хотя бы минимальную степень реинжиниринга. Все зависит от решений и намерений руководства.
Для пересмотра и анализа эффективности выполнения определенных действий, решения задач, использования ресурсов, управления отдельными функциональными областями или даже работы всей логистической системы применяются почти одинаковые процедуры.
Все программы логистического реинжиниринга объединяют четыре общих свойства. Во-первых, цель состоит в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассматриваемой деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа. Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта. В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести «разусреднение», или декомпозицию, соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо наладить оценку эффективности и издержек по видам деятельности. Наконец, реинжиниринг предполагает постоянную работу над повышением качества.
Объект изучения логистики - материальное и сопутствующее им финансовые, информационные и сервисные потоки или их сочетания в процессах хозяйственно-экономической деятельности в производстве и в обращениях.
Объект управления логистики - поток или потоковый процесс.
Поток - множество объектов рассматриваемых в процессе приложения к ним логистическую операций как единое целое.
Субъектом могут быть индивид, соц.группы, институциональное образование и т.д. Субъект управляет объектом
Предмет изучения логистики - ОПТИМИЗАЦИЯ материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков.
Оптимизация осуществляется сквозная, глобальная с помощью единого целого как системы.
Основные цели логистики.
Главная цель логистики: доставка продукции соответствующего качества и количества точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации.
Главная цель логистикики -это идеал, к которому надо стремиться.
Поэтому главная цель логистики подразделяется на следующие подцели:
Создание эффективной системы контроля, для вскрытия неоптимизированных процессов на основе комплексного сравнения, выгод и рисков, доходах и расходах, возможностей и потребностей;
Создание функционально согласованной и технологично- рациональной организационной структуры хозяйственного объекта.
Создание сбалансированной системы управления по оптимизации материальных, информационных и иных потоков, обеспечивающие минимизацию совокупных затрат при максимальном использовании существующих мощностей.
Цели логистики взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняют друг друга т. .е интегрированы, эта интеграция происходит как по горизонтали так и по вертикали.
Горизонтальная интеграция логистических целей - означает взаимоувязку действий по прямым и обратным связям по управлению потоковыми процессами во всех сферах деятельности предприятия.
Вертикальная интеграция логистических целей - их максимальное согласование, как по сферам деятельности так и на всех уровнях управления.
8. Задачи логистики и их классификация.
Практическая реализация цели логистики требует решения ряда задач, которые по степени значимости подразделяется на глобальные, общие и локальных и на задачи по основным функциональным подсистемам.
К глобальным задачам логистики относятся:
Достижение максимального эффекта функционирования логистической системы с минимальными затратами
Моделирование логистической системы и условий ее надежного функционирования.
Общие задачи:
Создание интегрированной системы регулирования потоков;
Разработка способов управления движением товаров;
Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
Разработка системы учета и анализа издержек;
Внедрение системы качества на предприятиях;
Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса;
Выявление несбалансированности между потребностями рынка и возможностям логистической системы;
Организация предпродажного.послепродажного обслуживанияпотребителей;
Выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;
Координация деятельности различных подразделений предприятия.
Локальные(частные) задачи решаемые логистикой:
Снижение уровня запасов;
Сокращение времени хранения продукции на складе;
Сокращение времени перевозки грузов;
Поиск и выбор поставщика;
Выбор вида транспорта для перевозки грузов;
Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;
Выбор места расположения торговой точки;
Оперативная обработка и выдача информации;
Оформление заказов;
Рациональное распределение транспортных средств.
10. ,Понятие парадигмы логистики.Аналитическая парадигма.
Парадигма - схема
- модель
- метод исследования
Парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
В историческом развитии логистики существует 2 подхода к выделению парадигм:
1. Подход выделяет 4 парадигмы:
Аналитическую;
Технологическая (информационная);
Маркетинговая;
Интегральная.
2. Подход выделяет:
Ресурсная;
Функциональная;
Инновационная.
Аналитическая парадигма.
Имеет математическую основу в виде методов и моделей теории управления запасами, исследования операции, математической статистики и теории оптимального управления. В основном базируется на моделях, которые с одной стороны абстрактны, а с другой сложны в виду учета значительного количества факторов, отражающих специфику объекта.
Область применения аналитической парадигмы - научные- теоритические исследования, а на практике только на уровне отдельного предприятия. По причине большого объема информации, сложные алгоритмы ее обработки, как результат трудности в принятии своевременных управленческих решений.
11. Технологическая, маркетинговая и интегральная парадигмы логистики.
Похожая информация.
Объектами логистики являются материальные и сопутствующие им информационные потоки и логистические операции.
Как мы уже отмечали, материальный поток можно определить как товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. По своей структуре материальный поток неоднороден и состоит из различных грузов, требующих особенных операций по работе с ними.
В целях разделения материального потока на однородные потоки вводится понятие вида материального потока.
Вид материального потока определяется по классификационному признаку, имеющему значение для его характеристики, выбора логистической операции и особенностей ее выполнения.
По натурально-вещественному составу материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. Одноассортиментный поток однороден по составу и все его элементы унифицированы по логистическим операциям. Многоассортиментные потоки требуют проведения более сложных и разнообразных логистических операций на всех стадиях своего движения.
По объему или количеству груза материальные потоки можно разделить на массовые, крупные, средние и мелкие. Общепринятой границы этого деления не существует. В каждом конкретном случае граница определяется исходя из средних объемов поставщика или потребителя. Однако массовые потоки всегда характеризуются повторяемостью или непрерывностью процессов поставок, а мелкие потоки относят к разовым поставкам при небольшом количестве единиц продукции.
По удельному весу грузов , составляющих материальные потоки, определяются тяжеловесные и легковесные потоки. Тяжеловесные потоки требуют уделять основное внимание грузоподъемности транспорта, погрузочно-разгрузочного оборудования, мест складирования. В случае легковесного потока главной характеристикой становится объемная вместимость транспортного средства или склада.
По способу затаривания , определяемому консистенцией груза, различают тарно-штучные, навалочные, насыпные, наливные потоки. Отдельно могут выделяться длинномерные грузы, пиломатериалы, трубы и т.д. Каждый вид груза при этом требует специализированного транспорта и погрузочно-разгрузочного оборудования.
Важной характеристикой классификации материальных потоков является совместимость составляющих их грузов. Относительно друг друга грузы могут быть совместимыми и несовместимыми. Несовместимые грузы нельзя перевозить в одном транспортном средстве и хранить на одном складе.
В каждом конкретном случае могут быть предложены и другие классификационные признаки, характеризующие составляющие материальные потоки грузы, например опасные, хрупкие, скоропортящиеся и т.д.
По отношению к участникам логистического процесса материальные потоки делятся на входные, выходные, внутренние и внешние. Например, входной поток для склада - это приемка товаров, выходной поток - отгрузка товаров, внутренний поток образуется внутрискладскими перемещениями, внешний поток проходит, минуя склад.
Логистическая операция - это совокупность действий, направленных на инициирование или преобразование материального или информационного потока.
Все взаимодействия с материальными потоками осуществляются с помощью логистических операций. Главнй признак логистической операции заключается в достижении некоторой цели или ее завершенности. Можно привести примеры разных видов логистических операций, например погрузка, разгрузка, пакетирование, приемка товара, укладка в место хранения, комплектование и т.д. Каждая из перечисленных операций является законченной по результату и для описания материального потока не требует разбиения на более мелкие действия. Поэтому такие логистические операции называют элементарными.
Логистические операции, состоящие из элементарных и реализующие некоторые логистические функции, называются комплексными. В зависимости от точки зрения участников логистического процесса, комплексные логистические операции могут делиться на базисные, ключевые и поддерживающие.
К базисным логистическим операциям относят основные направления деятельности по отношению к материальному потоку, например снабжение, сбыт, производство.
Ключевые логистические операции направлены на выполнение комплексных функций, реализующих базисные операции. К ним можно отнести перевозку и экспедирование грузов, обработку информации, управление складами и запасами на них.
Поддерживающие логистические операции являются инфраструктурным обеспечением для материального потока, создают условия для выполнения базисных и ключевых операций. Примерами таких операций могут быть сервисное обслуживание, утилизация использованной продукции, обеспечение запасными частями и т.д.
Логистические операции могут классифицироваться по различным признакам, например:
- - по изменению потребительских свойств товара разделяют операции с добавленной стоимостью и операции без добавленной стоимости, сохраняющие их без изменения;
- - по переходу права собственности на товар различают односторонние операции (без перехода) и двусторонние (с переходом);
- - по стадии приложения операции относительно материального потока различают инициирующие поток операции, например заключение договора на поставку, и преобразующие характеристики потока операции, например перевозка товара от поставщика на склад;
- - по природе потока различают операции с материальным, например грузопереработка, информационным, например документооборот, и финансовым потоками. Операции с финансовым потоком можно отнести к области информационных, поскольку они предполагают работу с документами, банками, поставщиками и потребителями посредством информационных носителей.
Классификация логистических операций может быть проведена по отношению к участнику логистического процесса на внешние и внутренние, входные и выходные операции.
В процессе эволюции понятийный аппарат логистики существенно изменился. Терминология логистики находится в постоянном развитии, что подтверждается, например, эволюцией самого термина «логистика». Динамика словарных определений этого термина в историческом ракурсе сведена в табл. 2.1 1 .
Более подробный семантический анализ термина приведен в работах А. Н. Родникова и В. И. Сергеева .
Таблица 2.1
Словарные определения термина «логистика»
Определение |
Источник |
Искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения |
Военный энциклопедический лексикон. Санкт-Петербург, 1850 |
Математическая логика |
Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: АН СССР, Институт русского языка, 1948-1965 |
Символическая логика, новейшая разновидность формалистической логики |
Словарь иностранных слов. М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1954 |
Техника штабной службы, расчеты тылов; техника перевозок и снабжения |
Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1963 |
Материально-техническое обеспечение, работа тыла; организация тыла и снабжения |
Ганшина К. А. Французско-русский словарь. М.: Русский язык, 1977 |
Тыл и снабжение, материально-техническое обеспечение, работа тыла |
Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Русский язык, 1990 |
Военная наука, связанная со снабжением, поддержкой и движением материалов и людей |
Webster’s Desk Dictionary. N. Y.: Portland House, 1990 |
Управление перемещением и материально- техническим обеспечением вооруженных сил. Наряду с тактикой, стратегией и разведкой логистика является одним из четырех важнейших элементов военной науки... Термином «логистика» может также обозначаться снабженческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий |
The Encyclopedia Americana International ed. Danbury, Grolier Inc., 1991. Vol. 17 |
Определение |
Источник |
Логистика (бизнес-логистика) - организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок, через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требований рынка с минимальными операционными и капитальными затратами |
Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. European Logistics Association, 1994 |
Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации |
Родников А. H. Логистика: терминологический словарь. M.: Экономика, 1995; 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000 |
Логистика - в производственном контексте искусство и наука обеспечения, производства и распределения материалов и продукции в необходимом месте и нужных количествах. В военном смысле (где этот термин более употребителен) может также включать перемещение войск |
APICS Dictionary. American Production and Inventory Control Society. 8ht ed. Inc., 1995 |
Логистика является частью процесса управления цепями поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей |
Annual Conference Program // Council of Logistics Management. Oakbrook, Illinois, 1998. P. 11 |
Логистика (логистический менеджмент - л. м.) - эго часть управления цепями поставок, которая относится к планированию, выполнению и контролю эффективности и производительности прямого и обратного потоков товаров, услуг и связанной информации от точки зарождения до точки потребления для удовлетворения требований потребителей. Виды деятельности в л. м. в общем случае включают входящую и выходящую транспортировку, управление транспортным парком, складирование, грузопереработку, выполнение заказов, планирование логистической сети, управление запасами, планирование спроса |
Supply Chain and Logistics Terms and Glossary. Council of Supply Chain Management Professionals, 2005. P. 63. URL: www.cscmp.com |
Определение |
Источник |
и предложения, управление услугами логистических провайдеров (ЗР1-компаний). С различной степенью вариаций л. м. включает также сорсинг и управление закупками, производственное планирование и диспетчирование, упаковывание и сборку изделий, сервис для потребителей. Л. м. включает также все уровни планирования и выполнения логистической деятельности - стратегический, тактический, оперативный. Л. м. - это интегрирующий функционал, который координирует и оптимизирует логистику, наряду с интеграцией видов логистической деятельности с другими функционалами, включая маркетинг, продажи, производство, финансы и информационные технологии |
|
Логистика - это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и (или) товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей |
Terminology in Logistics. Terms and Definitions: Glossary of Logistics Terms. European Logistics Association, 2005. P. 54 |
Как было показано в гл. 1, эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин «логистика» укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х гг. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия «логистика» .
До недавнего времени наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985 г. Повторим его еще раз: «Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей».
В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией. И наконец, прямо указано на значимость управления услугами. Это имело и имеет в настоящее время принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.
Современная трактовка понятия «логистика» неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. Разброс мнений очень широк: от утилитарного (чисто практического) рассмотрения логистики как набора некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки, выполнения таможенных формальностей, управления запасами и т.п.) до научной (философской) концепции логистики как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.
Широкое и неоднозначное толкование терминов в логистике связано с несколькими основными причинами:
- исторически небольшим временем развития логистики в гражданской сфере (сфере бизнеса);
- генезисом парадигм логистики в плане совершенствования рыночных отношений и развития технологий, в частности информационных;
- наличием в мире различных национальных школ и течений в логистике, например американской, европейской (и уже в определенной мере российской);
- междисциплинарным характером логистики и сочетанием в ней экономических и инженерно-технических дисциплин;
- наличием в терминологии логистики большого количества терминов из различных областей знаний;
- отсутствием некоторых терминов логистики в различных языках (по сравнению с другими языками);
- неточным пониманием широко распространенных концептов терминов логистики в разных странах.
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. С возникновением идеологии УЦП как развитием интеграции логистических бизнес-процессов произошло определенное смещение и разделение между логистикой и УЦП не только отдельных терминов, но и понятийно-смысловых категорий.
Для однозначного толкования основных терминов и понятий особое значение приобретает проблема стандартизации терминологии в логистике и УЦП, которой занимаются несколько зарубежных организаций, в частности Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals 1 - CSCMP).
Концентрированное выражение большинство логистических терминов, понятий и определений нашло в международных словарях ANNEX (ELA ) и APICS , которые являются наиболее признанными в мировом сообществе. В подавляющем большинстве зарубежных университетских учебников по логистике и управлению цепями поставок в качестве основного цитируется определение логистики, данное CLM в 1985 г., иногда с поправкой 1998 г. В 2005 г. ELA завершила работу над новой версией словаря ANNEX, где определение термина «логистика» было существенно изменено в связи с развитием и разделением концептуальных понятий между логистикой и управлением цепями поставок.
Как видно из приведенных выше определений, Европейская логистическая ассоциация кардинально пересмотрела определение логистики 1994 г., закрепив контроллинг, координацию и интеграцию при управлении товарным потоком за концептом «управление цепями поставок». Таким образом, прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление товарными потоками в цепи поставок в толковании ELA становятся прерогативой Supply Chain Management. Логистика же трактуется как функционал контроллинга и оптимизация всех видов деятельности, связанных с движением и размещением людей и (или) товаров, г.с. фокус смещается на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещение логистических и производственных мощностей. «Экономическая система» может при этом трактоваться как на микроуровне (логистическая система компании), так и на макроуровне (например, региональная транспортно-логистическая система).
В то же время трактовка базовых терминов американской школы логистики и SCM, представленная такими организациями, как Совет профессионалов в области управления цепями поставок и Ассоциация операционного менеджмента, отличается от трактовки ELA, закрепляя за Supply Chain Management расширенное толкование интеграции - интеграцию всех ключевых бизнес-процессов в цепи поставок, включая логистические.
Обобщая трактовки различных школ, определение логистики можно дать в широком и (или) узком смысле.
В широком смысле логистика - это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов.
В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика - это инструментарий интегрированного управления материальными, информационными, финансовыми потоками, а также услугами, способствующий достижению корпоративных целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.
Большинство исследователей сходится на том, что в современной трактовке с позиций бизнеса (как уже показывает практика промышленно развитых стран и передовых компаний) логистика представляет собой определенную бизнес-концепцию, позволяющую оптимизировать ресурсы фирмы, связанные с управлением всеми типами потоков, возникающих в компании.
В наиболее общей постановке с позиций логистики обычно исследуются и оптимизируются параметры основных и сопутствующих потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные перед ним цели и рассматриваемом в этом смысле как единое целое.
Объектом исследования в логистике являются параметры потоков (материального и (или) товарного, информационного и финансового), а также услуг.
Предметом исследования является оптимизация ресурсов в конкретной экономической системе при управлении потоками и услугами.
В зависимости от сферы бизнеса и важности управления конкретными потоками иногда различают основные и сопутствующие потоки.
Для предприятий промышленности и торговли основные - это материальные (товарные) потоки; сопутствующие материальному (товарному) потоку - информационные, финансовые потоки. Сопутствующие услугам (для предприятий сферы услуг) - материальные, информационные, финансовые потоки.
С позиций бизнеса логистика должна поддерживать выполнение корпоративной стратегии компании с оптимальными затратами материальных, финансовых, трудовых, информационных, энергетических и других видов ресурсов. Таким образом, логистика должна являться стратегической платформой поддержки бизнеса фирмы за счет правильного выбора логистических концепций, стратегий, систем и технологий; правильной организации логистической деятельности (логистических процессов) в цепи поставок; решения проблем межфункционалыюй и межорганизациоиной координации и интеграции.
Иллюстрация объектной и предметной сфер логистики приведена на рис. 2.1.
Дадим краткую характеристику основных и сопутствующих потоков. Рассмотрим вначале материальные потоки.
Материальный поток - это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершенное производство (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические операции и (или) функции, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.
Рис. 2.1.
Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенные моменты времени, является запасом МР, НП или ГП.
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по разным признакам.
Параметрами материальных потоков могут быть:
- номенклатура, ассортимент и количество продукции;
- габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
- весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
- физико-химические характеристики груза;
- характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);
- условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
- условия транспортировки и страхования;
- финансовые (стоимостные) характеристики;
- условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др.
Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т.д.
Классификация материальных потоков с позиций логистики приведена на рис. 2.2.
Рис. 2.2.
В схеме классификации выделены следующие основные признаки.
- 1. По отношению к фокусной компании (звену) цепи поставок различают внутренние (не выходящие за пределы компании и (или) звена) потоки и внешние, поступающие из внешней среды, входящие (inbound ) и выходящие {outbound) из фокусной компании во внешнюю среду.
- 2. По количеству ассортиментных (номенклатурных) позиций {SKIP) материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой мы будем понимать систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статистической отчетности, учета и планирования.
По ассортименту материальные потоки можно разделить на одно- ассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.
Ассортимент подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности - сортиментом.
- 3. По степени детерминированности параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком называется ноток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будем называть стохастическим.
- 4. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки сырой нефти и нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.
Можно также классифицировать материальные потоки по характеристикам груза в процессе транспортировки или по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.
Например, при транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются, во-первых, в зависимости от весовых и объемных показателей: тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг); большой массы (масса от 100 до 500 кг); легковесные (не обеспечивающие использования грузовместимости); негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки); во-вторых, по физико-химическим свойствам: сыпучие (перевозимые навалом); наливные (жидкие и полужидкие) - перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях; штучные (единицей измерения которых являются штуки); тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т.п.).
При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования грузоподъемности автомобилей и формированию сдельных тарифов. В то же время с точки зрения выполнения погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов: тарно-упаковочные и штучные, тяжеловесные, навалочные, лесоматериалы, металлы и металлические изделия, зерновые грузы и овощи, наливные грузы.
По способу затаривания при транспортировке различают грузы в контейнерах, поддонах (паллетах), ящиках, флягах, бутылях, мешках и т.д.
Очевидно, что такое большое количество характеристик предопределяет специфический подход и свою классификацию материальных потоков по рассматриваемому признаку при анализе и синтезе конкретных ЛС.
- Перевод терминов из иностранных источников мой. - В. С.
- Родников А. II. Логистика: терминологический словарь; Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. М. : ИПФРА-М, 2001 ; Корпоративная логистика. 300 ответов на вопрос профессионалов; Сергеев В. И. Еще раз к вопросу о терминологии в логистике и управлении цепямипоставок // Логистика и управление цепями поставок. 2006. № 5. С. 4-21 ; Дыбская В. В.,Зайцев Е. И., Сергеев В. #., Стерлигова А. Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник. Полный курс MBA / под ред. проф.В. И. Сергеева. М. : ЭКСМО, 2014 ; Сергеев В. И. Снова к вопросу о терминологии и около-терминологической возне вокруг логистики // РИСК. 2008. № 4.
- Сергеев В. И. Логистика в бизнесе / В. И. Сергеев. - М.: ИПФРА-М, 2001 ; Его же. Ещераз к вопросу о терминологии в логистике и управлении цепями поставок.
- URL: www.cscmp 1 .com.
- 2 URL: www.elalog.org.
- APICS Dictionary American Production and Inventory Control Society. 8ht ed. Inc. 1995 ;APICS Dictionary. The Industry Standard for More than 3500 Terms and Definitions. 11th ed.The Association for Operation Management, 2005.
- Подробнее об этом см.: Основы логистики: учеб, пособие / под ред. Л. Б. Миротина,В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 1999 ; Родников А. Н. Логистика: терминологический словарь.
- См. параграф 2.3 данного учебника.