Саморегулирование предпринимательской деятельности курс лекций практикум пдф. Саморегулирование в предпринимательской деятельности. Понятие саморегулирования и саморегулируемой организации
В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.
Регулирование, как оно понимается в мире, состоит из трех частей. Во-первых, это регулирование законами. Во-вторых, сфера деятельности, относящаяся к компетенции саморегулируемых организаций, включая обычаи делового оборота, кодексы корпоративного поведения и т.д. И в-третьих, это сфера, в которой осуществляется оперативное регулирование органом исполнительной власти. Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, то картина получается следующая .
Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, а значит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулирования у нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 лет развития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все поле регулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональной деятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, что у нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают или совмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Таким образом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все. Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе. Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать "сверху", отдают на откуп саморегулированию, за исключением тех случаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций и т.п. Например, одна из форм регулирования, которую можно определить как функцию государственного комиссара на бирже, необходима в ситуации нестабильности организованного рынка. То есть, когда рынок выходит за рамки заданных параметров, тогда государство-надзиратель останавливает торги. Получается, что при особых обстоятельствах, которые описаны в законе, возникают специальные права у государственного органа. Это и есть либеральная модель регулирования, которая применяется во многих странах.
Пытаясь усовершенствовать законодательство на финансовых рынках по частям, отдельными поправками, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единого понимания, что такое регулирование на финансовых рынках как таковое .
Существует разная терминология в текстах разных законов. Сложившийся ведомственный подход к регулированию финансовых рынков создает препятствие для их развития. Рынки у нас существуют не как единый, целый финансовый рынок со специальными разделами - ипотека, лизинг, ценные бумаги и т.д., а как совокупность предельно разрозненных по терминологии, принципам, правилам сегментов. Например, за развитие ипотеки в России почему-то отвечает Госстрой, поэтому вся терминология в ипотечной сфере носит, мягко говоря, непрофессиональный характер. В лучшем случае это переводы элементов западных моделей регулирования ипотеки. Почему-то говорится только о жилищной ипотеке, которая должна стимулировать строительство жилья. Это верно, но это вторичная цель. В ипотеке может быть не только жилье, но и любая другая недвижимость, в том числе земля. Госстрой, "занимаясь" ипотекой, исказил это понятие.
Сегодня предпринимательское сообщество, объединенное во всякого рода ассоциации по профессиональному признаку - оценщиков, аудиторов и т. д., существует на основе закона о некоммерческих организациях, т.е. на том же праве, на котором существует, например, общество рыболовов-любителей. Рискну предположить, что для целей экономического развития это не может быть одно и то же право.
Во-первых, некоммерческие организации - это добровольные объединения, а членство в саморегулируемых организациях в ряде случаев обязательно, например для нотариусов. Во-вторых, право устанавливать стандарты поведения для, своих членов у некоммерческих организаций может быть только в том случае, когда члены делегировали это право самой организации. Но они как его делегировали, так могут и отобрать. По этой причине мы сегодня прописываем в законопроект о СРО для тех организаций, которые получат статус саморегулируемых.
Саморегулируемых организации должны участвовать в формировании нормативной базы, т. е. быть действительно квалифицированными оппонентами исполнительной власти, потому что, нужно признать, сегодня власть регулирует рынок так, как ей это кажется правильным. И основная причина, по которой у нас не идет административная реформа состоит в том, что исполнительная власть пытается уменьшить свои собственные полномочия, действуя изнутри системы, что практически невозможно.
В ряде стран национальные торговые палаты также являются саморегулируемыми организациями, представляющими предпринимательские сообщества, в том числе и те, которые построены по профессиональному признаку. Их представители участвуют в заседаниях правительств своих стран, и законопроект не может быть направлен в парламент для принятия, если он не прошел через национальную торговую палату .
У нас в стране профсоюзы и их представители принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а вот представители предпринимательского сообщества, высоко профессионализированных сегментов рынка редко туда приглашаются. В связи с этим, принятие закона о СРО самым важным на нынешнем этапе административной реформы. Если первый этап - уменьшение количества лицензируемых видов деятельности и ревизия полномочий органов власти, то второй этап - это наделение специальными правами институтов профессионального общественного регулирования, правами, не идентичными правам органов исполнительной власти, но все-таки составляющими значимый элемент системы регулирования предпринимательской деятельности. То есть создание саморегулируемых организаций - это фактически создание институтов, которые будут, оппонируя власти, оптимизировать и детализировать регулирование.
ФЗ от 01.12.2007г. «О саморегулируемых организациях».
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации; обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
Стандарты и правила саморегулируемой организации должны предусматривать меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.
Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
Члены организации-предприниматели формируют за счет взносов компенсационный фонд, если деятельность привела к причинению ущерба клиента, то он будет компенсирован за счет средств данного фонда. Средство защиты также – страхование ответственности члена СРО. Один более или менее общий орган – росреестр. All-sro. В России можно говорить о двух видах саморегулирования – естественно сложившееся (финансовые рынки, производство сыра рокфор), можно говорить о делегированном – осуществляют полномочия, которые ранее были у государства. Очевидные недостаток 2007г. – закон не видит отличий между этими видами.
40. Охрана прав и законных интересов предпринимателя.
Развитие предпринимательства представляет собой приоритетное направление российской государственной экономической политики. Поэтому основная задача государства заключается во всемерном поощрении и обеспечении надлежащих гарантий развития предпринимательства, охране и защите прав и законных интересов предпринимателей.
Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как гарантии права частной собственности (ст. 35), право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. ст. 46, 47), компенсация причиненного ущерба (ст. 52), возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) и т.д. относятся непосредственно к субъектам предпринимательства.
Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.
Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Понятие способа защиты субъективных прав не имеет легального определения. В законодательстве содержатся лишь перечни конкретных способов защиты, опосредующих те или иные правоотношения. В ст. 12-16 ГК РФ названы способы защиты гражданских прав, которые все без исключения распространяются на сферу предпринимательской деятельности.
Так, в зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.
По своей природе пресекательными являются действия по:
· признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
· неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т.д.
К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.
Восстановительными следует, в частности, считать действия по:
· признанию права;
· признанию оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
· присуждению к исполнению обязанности в натуре;
· возмещению убытков и компенсации морального вреда и др.
К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.
Представляется, что к штрафным способам защиты следовало бы относить действия по:
· взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
· обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
· конфискации и т.д.
Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.
Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.
Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.
Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
В правовой литературе существуют различные классификации форм защиты права, но, учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.
В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:
· Конституционный Суд РФ;
· арбитражные суды;
· суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:
· защиту гражданских прав в административном порядке;
· нотариальную защиту;
· третейское разбирательство;
· досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / BUSINESS ENTITIES / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА / SUBJECTS OF BUSINESS LAW / КОРПОРАЦИИ / CORPORATIONS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INCOME-GENERATING ACTIVITIES / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENTAL REGULATION / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / LEGAL NATURE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / DELEGATION / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / LEGAL INSTITUTION / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО / COMPULSORY AND VOLUNTARY MEMBERSHIP / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / LOCAL ACTS / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / EXCEPTIONAL LEGAL CAPACITY / ENTREPRENEURIAL LAWАннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Ершова Инна Владимировна
В статье освещена система нормативного правового регулирования саморегулирования предпринимательской и . Выявлено существование в рамках режима саморегулирования дифференциации на общий и специальный режимы. Дана характеристика правового института саморегулирования как комплексного института предпринимательского права . Рассмотрены понятие, сущность, цели саморегулирования . Сделан вывод о том, что в России не сложилось единой модели саморегулирования . Высказано мнение, что сущность саморегулирования заключается в передаче государством отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям и подтверждена конституционность такой передачи. Проанализированы понятие, правовая природа , функции саморегулируемых организаций , обоснован их особый публично-правовой статус. Отмечено сочетание частных и публичных правовых начал деятельности саморегулируемых организаций . Сделан вывод о том, что саморегулируемая организация является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и имеющей исключительную правоспособность . Установлено, что режим в условиях обязательного членства хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях является специальным (особым) режимом предпринимательства, а также ограничением свободы предпринимательской деятельности . Отмечено, что саморегулируемые организации следует относить к субъектам предпринимательского права , указано на необходимость дополнения законодательства правилами ведения такими организациями приносящей доход деятельности .
Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Ершова Инна Владимировна
-
Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация
2015 / Ершова И.В., Аганина Р.Н. -
История возникновения и развития саморегулирования в России
2017 / Алгазина Анна Фёдоровна -
О некоторых проблемах классификации саморегулируемых организаций
2016 / Алгазина Анна Федоровна -
Развитие саморегулирования бизнеса как условие обновления экономики
2017 / Булгакова Лариса Ивановна -
Саморегулирование как вид управленческой деятельности
2017 / Алгазина Анна Федоровна -
Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями
2016 / Ершова И.В. -
Self-regulation of business and professional activities (SrO)
2016 / Ершова И.В. -
Саморегулирование в аудите: отражение в законодательстве, науке и практике
2018 / Турбанов А.В. -
Осуществление экологического контроля саморегулируемыми организациями как общественная мера обеспечения экологической безопасности
2017 / Писаревская Юлия Геннадиевна - self-regulatory organizations
, and the constitutionality of such a transfer was confirmed. The concept, legal nature
, functions
of self-regulatory organizations
are analyzed, their special public legal status is justified. A combination of private and public legal principles of activity of self-regulatory organizations
is marked. It is concluded that a self-regulatory organization is a non-profit corporate body, being created in the legal form of an association (union) and having an exceptional legal capacity
. It is established that the mode of business activity in terms of the mandatory membership of business entities
in the self-regulatory organizations
is a special (peculiar) mode of business, as well as the restriction of freedom of entrepreneurship. It is noted that the self-regulatory organizations
should be attributed to the subjects of business law
; it is indicated that there is a need to supplement the legislation with the rules of conduct of income-generating activities
by such organizations.
В России предусмотрена такая форма объединения предпринимателей как саморегулирование. Основным нормативным документом в данной сфере является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» . Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности. Эта деятельность заключается в разработке и установлении стандартов и правил, а также контроль за их соблюдением.
Субъекты предпринимательской деятельности могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Законом определены общие требования к СРО:
- СРО создается в форме некоммерческой организации;
- объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
- наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
- обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.
- создание системы личного и (или) коллективного страхования;
- формирование компенсационного фонда.
В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
Однако в отношении ряда видов СРО федеральными законами установлены иные суммы.
Законом определены органы управления СРО:
- общее собрание членов СРО;
- постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;
- исполнительный орган СРО.
Внесение информации о СРО в государственный реестр
Зарегистрированная некоммерческая организация приобретает статус СРО с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.
Для включения в реестр будущая СРО должна подать в уполномоченный орган ряд документов:
- копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
- копия устава некоммерческой организации;
- копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, заверенные некоммерческой организацией;
- копии свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей, заверенные некоммерческой организацией;
- перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования;
- документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями;
- копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
- копии стандартов и правил СРО, предусмотренных Федеральным законом;
- документ, подтверждающий внесение платы за внесение сведений о некоммерческой организации в реестр (плата составляет 1000 рублей).
Членство в СРО
Членство субъектов предпринимательской в СРО является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в СРО. Порядок приема в члены (исключения из членства), права и обязанности членов устанавливаются самой СРО.
На данный момент предусмотрено обязательное членство в СРО по следующим видам деятельности:
- строительство, проектирование, инженерные изыскания;
- аудиторская деятельность;
- оценочная деятельность;
- деятельность арбитражных управляющих.
- от своего имени любые нормативные акты, решения и (или) действия (бездействие) органов власти, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
- участвовать в обсуждении проектов нормативных актов по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы власти заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных актов;
- вносить на рассмотрение органов власти предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики в отношении предмета саморегулирования;
- запрашивать в органах власти необходимую информацию.
Саморегулирование в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий
Особенности саморегулирования в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий установлены главой 6.1 градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ).Статьей 55.4 ГрК РФ установлена специфические требования к некоммерческой организации для признания ее СРО в строительстве:
- объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
- наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации. Но если СРО установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда – то в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Для СРО в проектировании и инженерных изысканиях количество членов должно быть больше 50 и размер компенсационного фонда – 500 тысяч рублей на каждого члена.
Статьей 55.3 ГрК РФ установлены 3 вида СРО:
- СРО в сфере инженерных изысканий;
- СРО в сфере подготовки проектной документации;
- СРО в сфере строительства.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 № 274. В случае, если организация (предприниматель) осуществляет иные работы, то членство в СРО необязательно.
Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда. В случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда член СРО, по вине которого был причинен вред, должен внести взносы в компенсационный фонд СРО в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не ниже минимального размера компенсационного фонда.
Саморегулирование арбитражных управляющих
Требования к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ .Некоммерческая организация может быть признана саморегулируемой и включена в реестр СРО арбитражных управляющих при условии соблюдения ряда требований:
- наличие не менее чем ста ее членов;
- участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве;
- наличие компенсационного фонда. Каждым членом СРО оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем 50 тысяч рублей.
- наличие разработанных в и являющихся обязательными для членов СРО арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности.
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года;
- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности
- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.
Саморегулирование в сфере оценочной деятельности
Требования к СРО в сфере оценочной деятельности и членству в таком СРО установлены помимо Федерального закона № 315-ФЗ также Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" .Некоммерческая организация может быть признана саморегулируемой и включена в реестр СРО оценщиков при условии соблюдения ряда требований:
- объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц – оценщиков (т.е. членство юридических лиц невозможно);
- наличие компенсационного фонда. Каждым членом СРО оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.
- заключение обязательного договора страхования ответственности оцещика. Размер страховой суммы не может быть менее чем триста тысяч рублей;
- наличие стандартов и правил оценочной деятельности.
- документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
- справка об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Решение о приеме (отказе в приеме) в члены СРО принимается коллегиальным органом управления СРО оценщиков в течение семи дней со дня поступления заявления и необходимых документов.
Получить сведения о саморегулируемых организациях оценщиков можно на сайте Росреестра
Саморегулирование в сфере аудиторской деятельности
Особенности создания и функционирования саморегулируемых организаций аудиторов определены Федеральным закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" .Некоммерческая организация может быть признана саморегулируемой и включена в реестр СРО аудиторов при условии соблюдения ряда требований:
- объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, занимающихся аудиторской деятельностью;
- наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
- обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг. Особенных требований к размеру компенсационного фонда законом не установлено.
- коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме кроме ОАО, ГУП и МУП;
- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;
- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного орган.
Мировой опыт подтверждает, что эффективной формой планирования развития системы гражданско-правовых отношений, установления норм, правил и стандартов в различных сферах деятельности является создание саморегулируемых организаций. В России они формируются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее -Закон о СРО) и другими федеральными законами.
Саморегулирование - это самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) или профессиональной деятельности (физическими лицами). Сущностью саморегулирования является разработка и установление стандартов и правил соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением их требований (схемы 15.1-15.13).
Схема 15.1.
Схема 15.2.
Схема 15.3.
Схема 15.4.
Схема 15.5.
Схема 15.6.
Схема 15.7.
Схема 15.8.
Схема 15.9.
Схема 15.10.
Схема 15.11.
Схема 15.12.
Схема 15.13.
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- акционерные инвестиционные фонды;
- управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов;
- паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;
- жилищные накопительные кооперативы;
- кредитные организации;
- бюро кредитных историй.
Порядок создания и организация деятельности таких СРО определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.
Управление саморегулируемой организацией осуществляют три органа:
- исполнительной орган;
- общее собрание членов (см. схему 15.8);
- постоянно действующий коллегиальный орган (см. схему 15.9). Его функции может выполнять общее собрание членов СРО.
Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Вместо лицензирования различных видов деятельности СРО создаются в строительстве, архитектурно-строительном проектировании, в сфере рекламы, арбитражного управления, кадастровой деятельности, аудита и др.
Организация приобретает статус СРО в момент внесения сведений о ней в государственный реестр.
Саморегулирование по своей сущности является практически процессом приватизации или аутсорсинга комплекса управленческих и контролируемых функций государства. В ряде отраслей принципы создания системы саморегулирования имеют существенные особенности. Так, в оценочной деятельности в качестве стандартов утверждаются правила деловой и профессиональной этики. В процессе государственной регистрации СРО Росреестр проверяет:
- количественный состав СРО;
- соответствие органов управления требованиям законодательства;
- наличие стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности;
- наличие органов контроля за соблюдением членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности;
- вопросы обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями товаров, услуг; и др.
В России в 15 сферах деятельности создано 973 саморегулируемых организации, 513 из них действуют в отраслях, в которых вступление в СРО является обязательным, 596 из них - в строительном комплексе. Количество СРО, созданных добровольно, в 2011 г. увеличилось на 30% - с 634 до 923 организаций. В сфере управления недвижимостью в ЖКХ действуют 69 СРО. Организовано восемь объединений СРО.