Познавательно-творческий проект в старшей группе «Домашние птицы. Проект «Домашние птицы» (старший дошкольный возраст) Домашние птицы проекты для дошкольников
Проект в старшей группе по теме: «Домашние птицы».
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников
Цель: Закрепить представления о внешнем виде, повадках, домашних птиц, о приносимой пользе. Уточнить представления о детенышах домашних птиц. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия, а также название детёныша. Воспитывать интерес и бережное отношение к домашним питомцам.
Тип проекта : групповой; творческий; познавательный; краткосрочный.
Сроки реализации : 2 недели.
Актуальность: Дошкольный возраст – это время, когда происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Домашние птицы детям с детства знакомы по сказкам и мультфильмам. Именно в дошкольном возрасте очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь природу. Знакомство детей с домашними птицами, с взаимосвязями в природе, имеют большое значение для умственного воспитания. Проблема: У детей слабые познания о домашних птицах. Поэтому возникло желание помочь детям заполнить пробелы в знаниях. Так возник проект.
Задачи:
1.Уточнять знания о том, какие домашние птицы живут рядом с человеком, показать заботу людей о них. Познакомить с внешним видом, уточнить, что они едят, пьют, где живут.
2. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних птиц, память, связную речь.
3.Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
4.Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам. Воспитывать гуманное отношение к домашним птицам.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Разработка и накопление методических материалов.
2.Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми.
3.Сотрудничество с родителями: предложить родителям сделать альбом «Птичий двор».Изготовление поделок на тему «Моя ферма».
4.Подбор художественной литературы по теме.
5.Разработка занятий.
Основной этап:
Комплексно-тематическое планирование
1.ФЦКМ «Домашние птицы и детёныши».
Цель: Совершенствовать представления детей о домашних птицах (разнообразие видов, подвидов, внешний вид, повадки, корм). Формировать экологические представления. Развивать умение устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы, приспособлении к окружающей среде. Расширять представления о правилах ухода за домашними птицами, содержании, значении их для человека. Воспитывать заботливое и бережное отношение к домашним птицам.
2. РР Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам.
Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
3. Конструирование «Петушок
Цель: Стимулирование интереса к познавательной деятельности; закрепление навыков работы с бумагой и ножницами; развитие памяти; воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам.
4. ЧХЛ Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Цель: Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.
5. ЧХЛ Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя. Активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным. Развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, развивать голосовой аппарат.
Творческая мастерская
1. Лепка «Дымковский индюк».
Цель: Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска пластилина, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.
2 . ИЗО «Городецкий петух»
Цель: С овершенствовать свободное владение кистью при выполнении рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании узоров, правильно подбирать цвета. Совершенствовать умение размещать изображение на бумаге. Закреплять умение набирать краску на кисть, дифференцированно нажимать на кисть, развивать мелкую моторику. Воспитывать культуру, любовь к русской культуре, стране.
3. Конструирование «Дом для домашних птиц»
Цель: упражнять в умении строить домик из строительного материала, устанавливая один кубик на другой. Учить находить предмет по описанию. Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений. Продолжать стимулировать речевое и умственное развитие детей. Развивать интерес к конструктивной деятельности. Формировать навыки сотрудничества.
4 . ИЗО «Солонка - уточка» (Хохлома)
Цель: Совершенствовать умения детей рисовать хохломские узоры на шаблоне,использовать цвета, характерные для этого вида народного творчества. Закреплять умение набирать краску на кисть, дифференцированно нажимать на кисть, развивать мелкую моторику. Воспитывать культуру, любовь к русской культуре, стране.
5. Аппликация «Домашние птицы».
Цель: Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части. Развивать чувство цвета, композиции. Закреплять умения детей выполнять по нарисованному силуэту аппликацию способом обрывания цветной бумаги. Воспитывать у детей: интерес к родной природе, эстетически-нравственное отношение к домашним птицам через изображение их образов в аппликации.
6.ИЗО Домашние птицы и детёныши
Цель: Учить детей рисовать домашних птиц, выстраивая изображение из составных частей.
Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.
Расширить и закрепить представления детей о домашних птицах, о частях тела птиц.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
7. Поделки из бросового материала
Цель: Учить делать птичку из бросового материала по схеме. Соотносить правильно расположение частей. Закрепить правильно, работать ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Воспитывать любовь к творчеству и фантазии.
8. Конструирование.
Цель: предложить детям сделать поделки из природного материала.
Цель: развивать умения, развивать моторику. Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Беседы:
1.Беседа с детьми «Уход за домашними птицами».
Цель: Расширять представления о правилах ухода за домашними птицами, содержании, значении их для человека. Воспитывать заботливое и бережное отношение к домашним птицам.
2. Беседа « Как зимуют домашние птицы».
Цель: расширять знания детей о животном мире. Закреплять знания детей о том, как зимуют домашние птицы. Показать преимущество домашних птиц перед дикими. Воспитывать заботливое отношение к животным.
3.Беседа о профессии птицевод.
Цель: Расширение представления о профессии - птицевод. Прививать любовь к труду.
4. Беседа «Домашние птицы»
Цели: Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц. Расширение представлений детей о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Чтение художественной литературы:
Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй».
Чтение и пересказ «Храбрый утёнок» Б. Житкова.
Чтение В. Осеева «Добрая хозяюшка».
Чтение художественной литературы: Серия книг «Животные на ферме».
Чтение сказки «Петух и лиса»
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Цель: Продолжать знакомить со сказками, развивать отзывчивость, стремление помочь, память. Учить детей высказывать свою точку зрения. Развивать отзывчивость, стремление помочь. Воспитывать любовь к сказкам.
Дидактическая игра «Ласковые слова»
Цель: активизация ласкательных существительных
Дидактическая игра "Четвертый лишний"
Цель: Расширять знания детей различать домашних и диких птиц.
Д/и « НА ФЕРМЕ».
Цель: Закреплять представления детей о домашних птицах, строении, различии и сходстве с другими представителями животного мира, закреплять знания о значении и пользе, приносимый ими. Развивать мышление, внимание, память, речь. Активизировать развитие речевого словаря.
Д/и« Птицы».
Цель : закрепить умение детей объединять различные виды птиц в группы, уметь классифицировать. Формировать умение называть группы обобщающими словами –домашние, дикие, водоплавающие, зимующие, перелетные. Развивать внимание, память, мышление, речь.
Д./и. «Большие и маленькие.»
Цель: упражнять детей в умении называть животных «больших» и «маленьких» в единственном и множественном числе. Формировать умение правильно образовывать названия «маленьких» животных с помощью суффиксов. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
Цель: упражнять детей в различении голосов домашних животных и птиц, подражать им. Формировать умение правильно образовывать глаголы (слово-действие). Закрепить в активном словаре названия животных и их детенышей, действия.
Д./И. « Домики.»
Цель : закрепить знания детей о животных, птицах и др., познакомить детей с жилищами животных, птиц, насекомых: у белки - дупло, у собаки - будка и т.д. полнить словарный запас у детей. Упражнять в составлении небольшого рассказа по картинке без воспитателя.
Работа с родителями:
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
подбор загадок, пословиц, поговорок о домашних птицах.
альбом «Птичий двор».
Итоговые мероприятия:
Изготовление поделок на тему «Моя птицеферма».
Презентации «Домашние птицы и детёныши», «Путешествие на птицеферму».
Третий этап заключительный:
Итоговое мероприятие – сделать альбом «Птичий двор».
Вывод:
По окончанию проекта у детей расширились знания о домашних птицах, сформировались умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети получили новые знания об окружающем мире, о домашних птицах. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний.
Гусь, гусыня, гусенок
Гуси — довольно крупные птицы. У них средних размеров голова, крепкий клюв ярко-оранжевого, почти красного цвета, массивное туловище, короткий хвост. Цвет гусей — белый, серый, серебристый, лапки у гусей тоже красные, не боятся холодов.
Недаром говорят:
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплют за пятки —
Убегай скорее!
Гуси стали домашними 3 тысячи лет назад и с тех пор живут рядом с человеком. Хозяева кормят птиц бобами, горохом, свеклой, морковью и ботвой этих овощей.
Если недалеко от села или деревни есть река, гуси кормятся на лугах червяками, жуками и их личинками, свежей зеленой травой.
При хорошем уходе гуси живут 40 — 50 лет.
Важный гусь
Серый гусь большой и важный
Ходит медленно, вальяжно.
Никуда он не спешит,
Никогда не побежит.
На лугу он щиплет травку,
В быстрой речке моет лапки.
Отгадайте загадку.
Мы на уточек похожи,
В речке плаваем мы тоже. (Гуси.)
Весной в специальной утепленной корзине гусыни откладывают яйца.
Вскоре из яиц вылупляются 10 — 12 гусят. Они топчутся возле мамы, удивленно озираясь кругом. Все их изумляет: и блеск недалекого озерка, и зеленые травы, и солнечные пятна света на золотом песке.
Гусята смешные, забавные, цвет перьев у них серый, лапки красные.
Мама-гусыня ведет детишек к воде. Если рядом с домом есть озеро, пруд или река, мама-гусыня плюхается в воду и плывет, а гусята один за другим, ловко загребая лапками, словно кораблики, плывут за ней.
Летом гуси пасутся на воле — на заливных лугах, на зеленых полянах. Они щиплют травку, едят паучков, их личинок, лакомятся вкусными червяками.
Осенью и зимой домашние гуси живут в теплых сараях-птичниках. Там им устанавливают кормушки и поилки с водой. Что едят гусята? Овес, овсяную и ячменную муку, морковку, свеклу, картофель.
Чтобы вырастить много тысяч гусей, строят специальные птицефабрики. Там все продумано: и температура, и корм, и даже специальные искусственные ручейки.
На лугах
Повела гусей Маруся
На зеленые луга.
Очень рады были гуси,
Гоготали: «Га-га-га!»
Гусята идут гуськом
Друг за другом
Ровно в ряд
Мы ведем к реке гусят.
Гуськом за мамой гусята идут,
Ни на шаг не отстают!
Отгадайте загадку.
Ходит он неторопливо,
Щиплет травушку под ивой. (Гусенок.)
Ответьте на вопросы
Где появляются домашние гусята?
Куда ведет их мама?
Чем питаются гуси?
Как выглядят гуси?
Что едят гуси?
Где они плавают?
Индейка, индюк, индюшонок
Индейка — крупная, красивая птица. У нее большое тело, длинные шея и ноги. Самка-индейка выглядит скромно: перышки довольно мелкие, хвост не очень пышный, оперенье не яркое.
Родина индейки — Америка. Примерно 5 тысяч лет назад людям удалось приручить ее. Это были индейцы из племени майя.
Едят индейки ягоды, побеги и стебли трав, ловят жучков и паучков.
Хозяева угощают красивых птиц картофелем, свеклой, морковью, костной и рыбной мукой.
В просторных, светлых птичниках индейки живут на насестах. Им ставят ванны с водой, кормушки, поилки, уютные домики для высиживания яиц.
Красивая индюшка
Я не утка, я не хрюшка,
Я красивая индюшка!
Отложу яички —
Выведутся птички!
Это птицы-индюшата,
Мои милые ребята!
Отгадайте загадку.
Мы веселые ребята
И зовут нас... (индюшата).
Индюки — великолепные птицы! У них яркое оперение, пышное, состоящее из крупных перьев. Хвост индюка похож на раскрытый веер. Цвет оперения самый разный: белый, светло-коричневый, с алым отливом, бронзово-зеленый, цвет кофе с молоком.
У индюка есть и борода с розовыми наростами, их называют кораллами.
Что едят индюки? Любят поклевать семена, съесть сладкие ягоды, сочные побеги и стебли трав, а также жуков, личинок и червяков.
Люди кормят их сытно: картофелем, свеклой, морковью, измельченными листьями клевера, крапивы, одуванчика, костной и рыбной мукой.
Индюк
В гости однажды собрался индюк.
Вычистил он свой парадный сюртук,
Веером перья хвоста распушил,
В гости с подарками он поспешил.
Тете-индюшке в подарок принес
Свежий букет восхитительных роз,
Дяде — мешочек спелой пшеницы,
Сестрам и братьям — поднос чечевицы.
Все индюку были искренне рады
И восхищались красивым нарядом!
Отгадайте загадку.
У него хороший рост,
У него красивый хвост.
Бородка ала,
Словно из коралла. (Индюк.)
Индюшонок — это малыш мамы-индюшки, ее птенец. Он вылупляется из яйца маленьким, совсем беспомощным. Всюду бегает за мамой, ведь это главное правило всех птиц: не отставать от мамы ни на шаг! Индюшка — заботливая мама. Она кормит малышей жуками, червяками, личинками, свежими травами. Индюшата растут быстро. Папа старается не отходить далеко от семьи, в случае опасности отгоняет врагов.
Мы — индюшата
Нас назвали индюшата,
Мы забавные ребята!
Любим перышки щипать,
Любим бегать и играть.
Ищем в травах мы жуков,
Червяков и пауков.
Мы от мамы ни на шаг:
Вдруг в кустах таится враг?
Ответьте на вопросы
Как выглядит индюшка?
Чем она питается?
Где выводит птенцов?
Как выглядит индюк?
Чем различаются индюк и индюшка?
Чем питается индюк?
Как называют птенца индюшки?
Чем питаются индюшата?
Быстро ли они растут?
Кто отгоняет врагов от индюшат в случае опасности?
Курица, петух, цыпленок
Курицы — самые распространенные домашние птицы. Они небольшие, у них вытянутое тело, короткий хвост, маленькая голова. Клюв и лапки куриц ярко- желтого цвета. Оперение у курочек разное — от белого до пестрого и черного. В народе говорят: «Курица в сережках, а петух в сапожках».
Курицы едят зернышки овса, пшена, летом щиплют траву, питаются жучками и червячками. Они неприхотливы, выносливы, привязаны к хозяевам.
Курочка-хозяюшка
Курочка рябонька,
Головка гладенька,
Испекла пирожок:
Приходи, петушок!
Пирожок поклюем
Да цыплят позовем!
Отгадайте загадку.
Кто в курятнике живет,
Яйца свежие несет? (Курица.)
Петух крупнее и ярче, чем курица. У него и шелковая алая бородушка, и большой гребень, словно царская корона. Украшают петуха пышный хвост с длинными перьями, желтые ноги и клюв, а на ногах острые шпоры. Петух — настоящий куриный повелитель. Он зорко следит за курами, прогоняет прочь чужих петушков, если найдет зернышко или червячка, зовет курочек. Петухи воинственные, драчливые, любят подраться — только перья летят!
Хозяева кормят петухов крошками хлеба, зернами пшена, овсянкой, перловкой, свежей травой и побегами растений.
Молодой петушок
Петушок молодой,
Гребешок золотой.
Мундир на нем пестрый
И шпоры очень остры.
Никогда не унывает,
«Ку-ка-ре-ку» распевает.
Отгадайте загадку.
Алая бородка,
Алый гребешок,
Важная походка,
Кто я? (Петушок.)
В народе примечают: «Курочка квохчет, спасти яички хочет».
В укромном местечке, в корзинке, где тепло, мягко и уютно, несушка** откладывает яйца.
Яйцо белое или коричневатое, продолговатое, покрытое хрупкой оболочкой — скорлупой.
Избушка нова, жильца нет,
Избушка развалится — жилец появится!
Что это за жилец? Конечно, цыпленок! Цыпленок — детеныш курицы. Он маленький, желтенький, похож на пушистый шарик. Забавный и милый, как все малыши. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!»
Цыпленок
Цыпленок потерялся
И очень испугался.
Он пищит: «Пи-пи, пи-пи!
Где же братики мои?»
Отгадайте загадку.
Желтые комочки
Бегают за квочкой. (Цыплята.)
Ответьте на вопросы
Как выглядит курица?
Чем она питается?
Почему ее считают неприхотливой?
У кого оперение ярче — у петухов или курочек?
Расскажите, как выглядит петух.
Почему говорят: «Если очень петушиться, можно перышек лишиться»?
Где курица откладывает яйца?
Как выглядит яйцо?
Как выглядит цыпленок?
Утка, селезень, утенок
Ребята! Видели ли вы утку? Вспомните, как она выглядит.
Это птица средних размеров. У нее небольшая голова, удлиненное туловище, невысокие ноги, крепкий клюв. Оперение утки скромное, коричневато-серое.
Утки не боятся холодов. Если в селе, поселке, деревне есть водоем, они любят плавать, купаться, сами находят себе корм: жучков, червячков, личинок, свежие травинки, кузнечиков, стрекоз.
Зимой утки живут в теплых сараях, в больших хозяйствах они едят из кормушек, купаются в проточных ручейках.
Кормят их специальными кормами.
Отгадайте загадку.
Птицы во дворе живут,
Вместе зернышки клюют.
Курочки и петухи,
Утки, гуси, индюки,
Дружат птицы с давних пор.
Как зовется этот двор? (Птичий.)
Самец утки — селезень. Окрашен он ярко, нарядно — настоящий щеголь! Его сине-зеленая голова, шея и кончики перьев переливаются на солнце, будто речная раковина-перламутровка. Шею селезня украшает белое колечко, на крыльях блестят, словно осколки зеркальца, ярко-синие перышки с белыми каемками.
Каждое утро утки и селезни купаются, ухаживают за своим оперением, смазывают перышки жиром. Иначе птицы могут утонуть. Селезни — заботливые отцы. Они отыскивают корм для утят, оберегают их от врагов.
Красавец-селезень
Селезень — красавец!
Он щеголеват.
У красавца-селезня
Перышки блестят.
Белое колечко
Ярко серебрится,
Украшает речку
Молодая птица!
Отгадайте загадку.
Он по речке плывет,
С собой уточку ведет. (Селезень.)
В утепленном ящике или в корзине с тряпочками, соломинками, перышками утка выводит утят.
Утята очень смешные! Совсем маленькие, у них тонкие шейки и удивленные глаза. Они желтовато-белые, пушистые. Если рядом есть водоем, мама-утка ведет утят купаться. Они, едва обсохнув, спешат за ней. Смело входят в воду, с удовольствием плавают, ныряют. Ведь утка — птица водоплавающая.
Если озера или реки поблизости нет, для уток делают небольшой пруд или ручеек.
Чем питаются утки и утята? Утка не прочь полакомиться крошечными лягушатами, беспечно прыгающими в траве. Она ловит жуков, стрекоз, ест личинки, может перекусить болотными травами, червяками и другой водяной мелочью.
Утка плавает, ныряет,
Громко крякает: «Кря-кря!»
Утка деток созывает,
Она крякает не зря!
Учит малых деток мать
Вниз головками нырять,
Укрываться от врагов,
В тине находить жуков,
Ни на шаг не отставать
Учит деток утка-мать.
Отгадайте загадку.
Плывет за уткой в ряд
Целый выводок... (утят).
Ответьте на вопросы
Как выглядит утка?
Любят ли утки плавать?
Чем они питаются?
Как выглядит селезень?
Кто ярче окрашен — утка или селезень?
Чем питается селезень?
Как выглядят утята?
Умеют ли они плавать, нырять?
Чем питаются утята?
Попугай
Дорогие ребята! Думаю, что многие из вас видели попугая. Существуют разные породы попугаев (какаду, жако, волнистый, нимфа и др.).
Самый распространенный домашний попугай — волнистый. У всех попугаев отличительный признак — клюв! Он похож на клюв хищных птиц, также торчит вниз, толстый, крепкий. Язык у попугая — короткий, мягкий, толстый.
Волнистый попугай — небольшая птичка, не больше воробья. У него длинный острый хвост, стройное тело, длинные крылышки. Это очень симпатичная птичка, окрашенная то в изумрудно-зеленый, то в зелено-желтый цвет, иногда попугаи бывают голубого, сине-голубого, серого и ярко-желтого цвета, но это искусственно выведенные породы.
Они превосходно чувствуют себя в клетке, прыгают, ползают, любят смотреться в зеркальце и качаться на качелях.
А чем питаются волнистые попугайчики? Они едят зерна овса и проса, любят угоститься свежей морковкой, капустой, яблоком и молодыми побегами.
Попугая можно научить говорить некоторые слова. Он подражает звукам музыки, льющейся воды и пению других птиц.
Песенка о попугае
Желтый попочка-дружок
Жил в железной клетке,
Но мечтал он хоть разок
Посидеть на ветке,
Покачаться, поскакать,
Клювом перья пощипать
Не в железной клетке,
А в саду на ветке.
Попочка хорошенький.
Глазки, как горошинки.
Скок по ветке, скок,
Желтенький дружок.
Чтоб не скучно было жить,
Чтоб с хозяйкою дружить,
Умный попка очень скоро
Научился говорить.
Изо всех стараясь сил,
Попугай себя хвалил:
— Попка милый, попка мил,
Попка очень, очень мил!
Отгадайте загадку.
Слово может повторить,
Он умеет говорить. (Попугай.)
Ответьте на вопросы
Какие породы попугаев вы знаете?
Как выглядит волнистый попугай?
Чем он питается?
Цесарка
В Древнем Риме за свое оперение и сочное ароматное мясо цесарка удостоилась титула «царская птица».
Вид цесарки во многом зависит от ее породы. Бывают цесарки белые, серые, серебристые, голубые. Но у всех без исключения этих птиц небольшая голова, увенчанная алым гребнем, есть и алая бородка, крепкий желто-оранжевый клюв, хвост и крылья закрепленные.
Родина цесарок — Африка, где они стали ручными 3 тысячи лет назад. Они неприхотливы, выносливы, питаются жуками, побегами, червяками. Зимой живут птицы в теплых птичниках, на насестах, купаются не в воде, а в ваннах с песком, им ставят кормушки и поилки. Кормят их пшеном, мукой, овсяной крупой.
Позову цесарку
Чок-чок, чок-чок —
Прилетел в сад жучок,
На кусточек сел,
Все листочки съел.
Позову цесарку: —
Не гуляй по парку,
Ко мне в сад приходи
И жука проглоти.
Отгадайте загадку.
Недаром зовут ее царской птицей,
Она оперением может гордиться. (Цесарка.)
Ответьте на вопросы
Какое оперение у цесарки?
Откуда она родом?
Где зимуют цесарки?
Проект «Домашние птицы» (старший дошкольный возраст)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Окружающий мир необычайно разнообразен и привлекателен. Домашние птицы с детства знакомы детям по сказкам и мультфильмам. Но представления о них требуют уточнения, осмысления, детализации. Дети в привычном должны находить интересное. Знакомство детей с особенностями домашних птиц, с взаимосвязями, существующими в природе, имеют большое значение для умственного воспитания: развивает познавательный интерес, мышление, развивает связную речь и обогащает словарь.
Цель: Сформировать у детей представления о домашних птицах,
Развивать творческие познавательные способности в процессе решения поставленных проблем.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
2.Уточнять знания о том, какие домашние птицы живут рядом с человеком, показать заботу людей о них. Познакомить с внешним видом, уточнить, что они едят, пьют, где живут.
3. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних птиц, память, связную речь.
4.Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
5.Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам. Развивать эмоциональную сферу детей .
№ п/п | Образовательная область | Задача |
|
Физическая культура | Подвижные игры «Собери зернышки», «Коршун и наседка», эстафеты. комплекс утренней гимнастики » «Мы как птицы» Физкультурный досуг «Ловкие и смелые» Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры Петушок, курочка, Шла уточка по бережку, Куры,гуси и индюшки. | Содействовать физическому развитию детей. Формировать у детей потребность в двгательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и придумывать подвижные игры и упражнения со сверстника-ми. |
|
Здоровье | Дидактическая игра «Полезные продукты». Презентация рецептов « Что можно приготовить из яиц» (помогают мамы). | Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья. |
|
Безопасность | «Как наблюдать за жизнью домашних птиц» | Формирование умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения. |
|
Социализация | С/р игра «Птицеферма». Режиссёрская игра с набором фигурок серии «Жизнь на Ферме» Игра-драматизация: «Колечко» С. Маршака. | Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие. |
|
Труд | Мини-мастерская - и зготовление деревенского дворика (совместно с родителями). Совместные работы детей и родителей «Поделки из яичной скорлупы» | Формирование у детей представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Особенности труда в деревне. |
|
Познание | НОД «Утро на птичнике Василия и Василисы».»Коррекционный час « Поможем петушку». Беседа о профессиях «Кто ухаживает за домашними птицами». Игра « Дорога к птичнику» с блоками Дьениша, «Нарисуй портрет» палочками Кюизенера. Кубики Никитина. Моделирование «Особенности птиц», «Развитие птиц» Экспериментальная деятельность « Как устроено перо у курицы», «Почему говорят: В воде купался, а сух остался?» | Формировать умение самостоятельно познавать окружающий мир, устанавливать причинно –следственные связи. Находить удивительное в обычной жизни, природе. Развивать мышление, воображение. |
|
Коммуникация | Беседа «На птичьем дворе». Пересказ « Храбрый утёнок» Б.Житкова Словесные игры «Назови ласково», «У кого кто?», «Один –много», «Кто кем будет?», | Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности, поддерживать непринуждённую беседу. |
|
Чтение художественной литературы | Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки» « Курица и утята». В.Осеева «Добрая хозяюшка». Б.Житков «Храбрый утёнок». Серия книг «Животные на ферме», «Жизнь на ферме Василия и Василисы» Загадки, стихи, потешки. Иллюстративный материал по теме. | Воспитывать у детей интерес к литературе, любовь к книге. Формировать интерес к народному творчеству. |
|
Художественное творчество | Рисование «Птичий двор». Лепка «Петушок с семьёй». «Петушок филимоновская игрушка», аппликация «Уточка плавает в пруду» Мозаика из яичной скорлупы «Цыплёнок». | Развивать творческие способности, Самостоятельность, эмоциональную отзывчивость. |
|
Музыка | Музыкально-дидактические игры, пение песен, танцевальные импровизации. | Использование музыкальных произведений для обогащения представлений детей о разнообразии и красоте окружающего мира. |
Коррекционный час в логопедической группе.
Поможем Петушку.
«ЗАДАЧИ:
- развивать внимание, мышление, восприятие, воображение;
- совершенствовать мелкую моторику, координацию слов и движений;
- активизация словаря по теме: «Домашние птицы», упражнять в сравнении утки и курицы;
- отработка согласования существительных с числительными;
- воспитывать самостоятельность, умение мыслить.
ОБОРУДОВАНИЕ:
картинки из серии «Домашние птицы», кубики Никитина, палочки Кюизенера, схемы, цветные карандаши, незаконченные рисунки с утенком, контурное изображение петуха, краски, игрушка цыпленок.
- Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки?
(ответы детей).
- Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.
- Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?
(ответы детей).
- Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. После выполнения каждого задания будем дарить петушку по одной краске.
1 .-(Раздается писк цыпленка) Дети, я расскажу о чем он просит.
Помогите малышам,
Потеряли дети мам,
Без родителей, одни Попадут в беду они.
Я рассказ начну, а вы кончайте, Хором, дружно отвечайте:
Кого они ищут?
Игра «Доскажи словечко»
Шею вытянул гусенок Озирается спросонок,
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла... (гусыня).
А кто папа у гусят? (гусак)
вывешивается картина «Гуси»
Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка! Ждет вас около прудa
Ваша мама... (утка).
Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картинаУтки»)
Ну-ка марш назад цыплятки. Залезать нельзя на грядки! Ищет вас. волнуется Ваша мама... (курица).
Кто папа у цыплят? (петух). (вывешивается картина «Куры»)
Что стряслось у индюшат. Почему они спешат?
У сарая за кадушкой Червяка нашла... (индюшка)
Кто папа у индюшат? (индюк). (вывешивается картина «Индюки»)
Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?
Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами.
Гусак и гусыня гуляют с гусятами.
Дети, вы справились с заданием поэтому дарим петушку краску
Дети, посмотрите, вот забор. А за забором птичий двор.
Посмотрите внимательно и догадайтесь, кто за ним прячется?
(нарисунке видны лапки петуха, уточки, кота и курочки.
Ребята, а курочка и уточка поспорили, кто из них лучше.
Скажите, чем они отличаются? Чем похожи? (ответы детей).
Молодцы, давайте подарим петушку еще одну краску.
Дети садятся за столы.
Посмотрите. плавает утенок в пруду. А на берегу нет ни песочка, ни травки. Нарисуйте такой берег, чтобы утенку было весело гулять.
(Дети выполняют задание)
Молодцы, хорошо и правильно выполнили задание. Подарим петушку краску.
Наши пальчики немного устали, пусть немного отдохнут и разомнутся. Давайте возьмем колючие мячи и вспомним наше упражнение.
Дети проговаривают слова и сопровождают движениями рук в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку.
Я сожму его немножко.
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
А потом опять начну.
А теперь последний трюк,
Мяч летает между рук.
Дети кладут мячи в коробочку и садятся за столы. На столах палочки Кюизенера и кубики Никитина.
Ребята, нужно сложить по схемам уточку, гусенка, цыпленка, курочку. (после выполнения задания , сравнивается по схемам правильность задания)
- Молодцы! Дарим петушку краску.
Игра с мячом «Сосчитай».
Один петух, два. |
|
Петуха. |
|
Пять... |
|
Петухов. |
|
Один индюк, два |
|
Индюка. |
|
Пять... |
|
Д: - индюков. |
- Давайте встанем в круг и поиграем. Я буду называть число и птицу, а вы будете отвечать.
- Молодцы, дарим петушку еще одну краску.
- Давайте подойдем к нашему петушку и скажем волшебные слова.
Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.
(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).
Вы, дети, молодцы. Помогли петушку и узнали много о жизни домашних птиц.
Подумайте и скажите для чего нам нужны знания о домашних птицах.
Проведение опыта.
Почему говорят: « В воде купался, а сух остался»
Цель:- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; - развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Материал: емкость с водой; перья гусиные и куриные.
Проводим опыт: Обратить внимание на перья на столе. Предложить различить и разобрать на куриные и гусиные.
Версии: гусиные перья не намокают, они покрыты жиром. Предложить опустить перья в тазик с водой по очереди. Разложить на две кучки: на намокшие и сухие.
Вывод: - Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли, они смазаны жиром; - Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: "Ты, как мокрая курица" Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше.
МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Тверской области Фировского района
Проект «Домашние птицы»
Воспитатели : Кучинскас Ю.А.
Группа : 2-ая группа раннего возраста №1.
Продолжительность проекта : Краткосрочный с 14.11 по 18.11.16г.
Участники проекта : дети, воспитатель.
Цель : Расширять знания детей о домашних птицах, воспитывать интерес и любовь детей к птицам, желание их оберегать, формировать реалистические представления о птицах.
Задачи:
познакомить детей с домашними птицами, объяснить, почему их называют домашними;
познакомить с особенностями их жизни, где они живут, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку;
расширить словарный запас детей, развить связную речь;
закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц
Предполагаемый результат :
Развитие интереса детей к познанию природы, расширение познаний об одомашненных птицах. Повышение уровня знаний детей по теме «домашние птицы» с использованием разнообразных форм взаимодействий.
Реализация проекта:
1.Беседы с детьми:
- « Домашние птицы и их семьи. Курочки, цыплята, петушки…»
- «Кто как разговаривает? Утка кря-кря крякает…»
- «Кто у кого? У утки - утенок (утята)…»
2. Художественная литература. Чтение.
- «Курочка Ряба» р.н. с.
- «Жили у бабуси два веселых гуся»
Стихотворение «Курицы на улице» А.Прокофьев
- «Гуси-гуси» потешка
Песенки-потешки о птицах
3. Интегрированные занятия :
1)Тема: «Домашние птицы»
Цель: продолжать знакомить детей с домашней птицей.
2) рассматривание моделей птиц
Цель: систематизировать и дополнить знания детей о птицах, учить сравнивать птиц, отличать домашних птиц от диких, воспитывать познавательный интерес к птицам.
3) рассматривание иллюстраций «домашние птицы»
Цель: систематизировать знания детей о птицах, продолжать прививать детям интерес ко всему живому, учить узнавать и называть птиц.
4)Рисование «Курочка»
Цель: Продолжать учить детей рисовать ладошками. Учить детей ориентироваться на поверхности листа. Закрепление знаний о цвете (желтый).
5)Лепка «Зернышки для птичек».
Цель:развивать интерес к изобразительной деятельности детей в процессе лепки зёрнышек для птичек.
6)Конструирование «Дом для птичек»
Цель:Побуждать детей к конструированию.
4.Игровая деятельность:
Физкультурное занятие «на птичьем дворе»
Игра «цыплята и киска»
Дидактическая игра «Угадай кто это?»
Дидактическая игра «кто как передвигается? Уточка что делает? Плавает, летает, ходит? ……»
Сюжетно-ролевая игра «птичий двор»
Подвижная игра «Цыплята и кот»
Результат проекта : У детей повысился интерес к познанию природы, значительно расширились познания детей о жизни птиц, а так же обогатился словарный запас детей, активизировались память и внимание.
Проект в старшей группе по теме: «Домашние птицы».
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников
Цель: Закрепить представления о внешнем виде, повадках, домашних птиц, о приносимой пользе. Уточнить представления о детенышах домашних птиц. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия, а также название детёныша. Воспитывать интерес и бережное отношение к домашним питомцам.
Тип проекта : групповой; творческий; познавательный; краткосрочный.
Сроки реализации : 2 недели.
Актуальность: Дошкольный возраст – это время, когда происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Домашние птицы детям с детства знакомы по сказкам и мультфильмам. Именно в дошкольном возрасте очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь природу. Знакомство детей с домашними птицами, с взаимосвязями в природе, имеют большое значение для умственного воспитания. Проблема: У детей слабые познания о домашних птицах. Поэтому возникло желание помочь детям заполнить пробелы в знаниях. Так возник проект.
Задачи:
1.Уточнять знания о том, какие домашние птицы живут рядом с человеком, показать заботу людей о них. Познакомить с внешним видом, уточнить, что они едят, пьют, где живут.
2. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних птиц, память, связную речь.
3.Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
4.Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам. Воспитывать гуманное отношение к домашним птицам.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Разработка и накопление методических материалов.
2.Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми.
3.Сотрудничество с родителями: предложить родителям сделать альбом «Птичий двор». Изготовление поделок на тему «Моя ферма».
4.Подбор художественной литературы по теме.
5.Разработка занятий.
Основной этап:
Комплексно-тематическое планирование
1.ФЦКМ «Домашние птицы и детёныши».
Цель: Совершенствовать представления детей о домашних птицах (разнообразие видов, подвидов, внешний вид, повадки, корм). Формировать экологические представления. Развивать умение устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы, приспособлении к окружающей среде. Расширять представления о правилах ухода за домашними птицами, содержании, значении их для человека. Воспитывать заботливое и бережное отношение к домашним птицам.
2. РР Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам.
Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
3. Конструирование «Петушок
Цель: Стимулирование интереса к познавательной деятельности; закрепление навыков работы с бумагой и ножницами; развитие памяти; воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам.
4. ЧХЛ Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Цель: Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.
5. ЧХЛ Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя. А ктивизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным. Развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, развивать голосовой аппарат.
Творческая мастерская
1. Лепка «Дымковский индюк».
Цель: Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска пластилина, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декора тивному творчеству.
2 . ИЗО «Городецкий петух»
Цель: С овершенствовать свободное владение кистью при выполнении рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании узоров, правильно подбирать цвета. Совершенствовать умение размещать изображение на бумаге. Закреплять умение набирать краску на кисть, дифференцированно нажимать на кисть, развивать мелкую моторику. Воспитывать культуру, любовь к русской культуре, стране.
3. Конструирование «Дом для домашних птиц»
Цель: упражнять в умении строить домик из строительного материала, устанавливая один кубик на другой. Учить находить предмет по описанию. Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений. Продолжать стимулировать речевое и умственное развитие детей. Развивать интерес к конструктивной деятельности. Формировать навыки сотрудничества.
4 . ИЗО «Солонка - уточка» (Хохлома)
Цель: Совершенствовать умения детей рисовать хохломские узоры на шаблоне,использовать цвета, характерные для этого вида народного творчества. Закреплять умение набирать краску на кисть, дифференцированно нажимать на кисть, развивать мелкую моторику. Воспитывать культуру, любовь к русской культуре, стране.
5. Аппликация «Домашние птицы».
Цель: Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части. Развивать чувство цвета, композиции. Закреплять умения детей выполнять по нарисованному силуэту аппликацию способом обрывания цветной бумаги. Воспитывать у детей: интерес к родной природе, эстетически-нравственное отношение к домашним птицам через изображение их образов в аппликации.
6.ИЗО Домашние птицы и детёныши
Цель: Учить детей рисовать домашних птиц, выстраивая изображение из составных частей.
Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.
Расширить и закрепить представления детей о домашних птицах, о частях тела птиц.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
7. Поделки из бросового материала
Цель: Учить делать птичку из бросового материала по схеме. Соотносить правильно расположение частей. Закрепить правильно, работать ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Воспитывать любовь к творчеству и фантазии.
8. Конструирование.
Цель: предложить детям сделать поделки из природного материала.
Цель: развивать умения, развивать моторику. Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Беседы:
1.Беседа с детьми «Уход за домашними птицами».
Цель: Расширять представления о правилах ухода за домашними птицами, содержании, значении их для человека. Воспитывать заботливое и бережное отношение к домашним птицам.
2. Беседа « Как зимуют домашние птицы».
Цель: расширять знания детей о животном мире. Закреплять знания детей о том, как зимуют домашние птицы. Показать преимущество домашних птиц перед дикими. Воспитывать заботливое отношение к животным.
3.Беседа о профессии птицевод.
Цель: Расширение представления о профессии - птицевод. Прививать любовь к труду.
4. Беседа «Домашние птицы»
Цели: Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц. Расширение представлений детей о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Чтение художественной литературы:
Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй».
Чтение и пересказ «Храбрый утёнок» Б. Житкова.
Чтение В. Осеева «Добрая хозяюшка».
Чтение художественной литературы: Серия книг «Животные на ферме».
Чтение сказки «Петух и лиса»
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Цель: Продолжать знакомить со сказками, развивать отзывчивость, стремление помочь, память. Учить детей высказывать свою точку зрения. Развивать отзывчивость, стремление помочь. Воспитывать любовь к сказкам.
Дидактическая игра « Ласковые слова»
Цель: активизация ласкательных существительных
Дидактическая игра "Четвертый лишний"
Цель: Расширять знания детей различать домашних и диких птиц.
Д/и « НА ФЕРМЕ».
Цель: Закреплять представления детей о домашних птицах, строении, различии и сходстве с другими представителями животного мира, закреплять знания о значении и пользе, приносимый ими. Развивать мышление, внимание, память, речь. Активизировать развитие речевого словаря.
Д/и« Птицы».
Цель : закрепить умение детей объединять различные виды птиц в группы, уметь классифицировать. Формировать умение называть группы обобщающими словами –домашние, дикие, водоплавающие, зимующие, перелетные. Развивать внимание, память, мышление, речь.
Д./и. «Большие и маленькие.»
Цель: упражнять детей в умении называть животных «больших» и «маленьких» в единственном и множественном числе. Формировать умение правильно образовывать названия «маленьких» животных с помощью суффиксов. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
Д./ и. « Кто как голос подает?»
Цель: упражнять детей в различении голосов домашних животных и птиц, подражать им. Формировать умение правильно образовывать глаголы (слово-действие). Закрепить в активном словаре названия животных и их детенышей, действия.
Д./И. « Домики.»
Цель : закрепить знания детей о животных, птицах и др., познакомить детей с жилищами животных, птиц, насекомых: у белки - дупло, у собаки - будка и т.д. полнить словарный запас у детей. Упражнять в составлении небольшого рассказа по картинке без воспитателя.
Работа с родителями:
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
подбор загадок, пословиц, поговорок о домашних птицах.
альбом «Птичий двор».
Итоговые мероприятия:
Изготовление поделок на тему «Моя птицеферма».
Презентации «Домашние птицы и детёныши», «Путешествие на птицеферму».
Третий этап заключительный:
Итоговое мероприятие – сделать альбом «Птичий двор».
Вывод:
По окончанию проекта у детей расширились знания о домашних птицах, с формировались умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети получили новые знания об окружающем мире, о домашних птицах. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний.