Вопросы, возникающие при проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (Боголюбова Е.В., Батагова Е.К.). Конкурс по выбору управляющей организации мкд Проводит конкурс
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N
12
ЕСЛИ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ПО ОТБОРУ
УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
НЕ
СОСТОЯЛСЯ...
Право выбора способа
управления многоквартирным домом
принадлежит собственникам помещений в
данном доме. Тем не менее собственники
нередко оставляют решение вопроса об
управлении домом до лучших времен. С целью
недопущения разрушения жилищного фонда в
такой ситуации должен действовать орган
местного самоуправления (ОМСУ). В
соответствии с жилищным законодательством
ОМСУ обязан провести открытый конкурс по
выбору управляющей организации.
Рассмотрим, какие последствия наступают в
случае признания конкурса
несостоявшимся.
Общие положения об
открытом конкурсе по выбору
управляющей организации
В соответствии с
п. 4 ст. 161 ЖК РФ ОМСУ проводит открытый
конкурс по отбору управляющей организации,
если в течение года до дня проведения
указанного конкурса собственниками
помещений в многоквартирном доме не выбран
способ управления этим домом или если
принятое решение о выборе способа
управления домом не было реализовано. Как
следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от
29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ",
конечная дата проведения открытых
конкурсов - 1 мая 2008 г. Собственники
помещений в доме обязаны заключить договор
управления с управляющей организацией,
выбранной по результатам открытого
конкурса.
Срок действия договора
управления, заключаемого собственниками
помещений в соответствии с п. 5 ст. 162 ЖК РФ,
составляет от одного года до трех лет. По
истечении срока действия договора
управления ОМСУ обязан созвать общее
собрание собственников помещений для
самостоятельного решения вопроса о выборе
способа управления многоквартирным домом.
В силу п. 3 ст. 161 ЖК РФ очередное собрание
собственников вправе выбрать любой способ
управления. Если собственники помещений в
многоквартирном доме вновь не принимают
решение о выборе способа управления домом
или не реализуют принятое ими решение, то
согласно положениям п. п. 4 - 8 ст. 161 ЖК РФ ОМСУ
обязан еще раз провести конкурс по выбору
управляющего. Таким образом, повторяется
процедура заключения договора управления в
обязательном порядке с выбранной
управляющей организацией.
На основании
п. 8 ст. 161 ЖК РФ допускается заключение
договора управления многоквартирным домом
без проведения открытого конкурса,
предусмотренного п. 4 данной статьи, если
указанный конкурс в соответствии с
законодательством признан
несостоявшимся.
Мы подошли к главному
вопросу настоящей статьи. Оказывается, в
российском законодательстве нет четких
норм, регламентирующих порядок и основания
признания рассматриваемого конкурса
несостоявшимся.
Обзор правовых норм,
касающихся признания
конкурса
несостоявшимся
Согласно п. 5 ст. 447 ГК РФ
конкурс признается несостоявшимся, если в
нем участвовал только один участник.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" не
содержит иных оснований признания конкурса
несостоявшимся. Однако применять данные
нормативные акты к рассматриваемым
жилищным правоотношениям представляется
недопустимым. Дело в том, что традиционно на
торгах (путем проведения конкурса)
заключается договор между победителем
конкурса и лицом, инициировавшим конкурс. В
случае с отбором управляющей организации
ОМСУ проводит конкурс не в своих интересах
(не для закупки для муниципальных нужд), а в
силу предписания закона для собственников
помещений.
Правила проведения
открытого конкурса определены
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N
75 "О порядке проведения органом местного
самоуправления открытого конкурса по
отбору управляющей организации для
управления многоквартирным домом" (далее -
Правила проведения открытого конкурса). И
надо сказать, указанные Правила допускают
участие в конкурсе единственного
претендента. Так, в соответствии с п. 58
Правил проведения открытого конкурса, в
случае если по окончании срока подачи
заявок на участие в конкурсе подана только
одна заявка, она рассматривается в общем
порядке. Если претендент, подавший эту
заявку, признается участником конкурса (то
есть соответствует предъявляемым к
претендентам требованиям), с ним в
дальнейшем заключается договор управления
многоквартирным домом. Такой участник
конкурса не вправе отказаться от
заключения договора управления (п. 71 Правил
проведения открытого конкурса).
Системное толкование Правил проведения
открытого конкурса позволяет сделать
вывод, что основаниями для признания
открытого конкурса по отбору управляющей
организации для управления домом
несостоявшимся являются:
- отсутствие
поданных на конкурс заявок;
- отказ в
допуске к участию в конкурсе всем
претендентам, подавшим заявки.
Торжество логики: нет участников конкурса -
конкурс признается несостоявшимся! Однако
не все так просто. Как следует из п. 59 Правил
проведения открытого конкурса, в случае
если до начала процедуры вскрытия
конвертов с заявками на участие в конкурсе
не подана ни одна заявка на участие в
конкурсе, организатор конкурса в течение
трех месяцев с даты окончания срока подачи
заявок проводит новый конкурс. При этом
организатор конкурса вправе изменить
условия его проведения и обязан увеличить
расчетный размер платы за содержание и
ремонт жилого помещения не менее чем на
10%.
Аналогичное положение содержит п. 73
Правил проведения открытого конкурса,
согласно которому если на основании
результатов рассмотрения заявок на участие
в конкурсе принято решение об отказе в
допуске к участию в конкурсе всех
претендентов, то организатор конкурса в
течение трех месяцев проводит новый
конкурс в соответствии с настоящими
Правилами. При этом организатор конкурса
вправе изменить условия его проведения.
Таким образом, из Правил проведения
открытого конкурса следует, что при
несостоявшемся конкурсе ОМСУ обязан
провести новый конкурс. Причем конкурс
может быть признан несостоявшимся
неограниченное число раз (закон не
устанавливает лимита на проведение все
новых и новых конкурсов, если все
предыдущие конкурсы не состоялись). Как же
соотносится указанное положение с п. 8 ст. 161
ЖК РФ, согласно которому при несостоявшемся
конкурсе допускается заключение договора
управления без проведения
конкурса?
Толкуем и комментируем
законодательство
В части проведения
открытого конкурса по отбору управляющей
организации Жилищный кодекс отсылает нас к
порядку, установленному Правительством РФ
(п. 4 ст. 161 ЖК РФ). При этом утвержденные
Правительством РФ Правила проведения
открытого конкурса необходимо расценивать
как специальные нормы по отношению к общим
положениям Жилищного кодекса.
Следовательно, при признании конкурса
несостоявшимся ОМСУ проводит новый конкурс
в установленные сроки, и победитель
конкурса заключает договор управления с
каждым собственником помещения в
многоквартирном доме.
В противном
случае сама идея выбора управляющей
организации на конкурсной основе осталась
бы красивой правовой нормой, не имеющей
возможности воплотиться в жизнь.
Представляется, что только выбранная по
итогам открытого конкурса управляющая
компания способна обеспечить
благоприятные и безопасные условия
проживания граждан, надлежащее содержание
общего имущества в многоквартирном доме,
решение вопросов пользования указанным
имуществом, а также предоставление
коммунальных услуг гражданам, проживающим
в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).
ОМСУ не
может навязывать собственникам помещений
какую-либо управляющую организацию. В
ситуации, когда в течение установленного
срока жители дома самостоятельно не решили
вопрос управления своим домом, ОМСУ,
выполняя исключительно организационные
функции, проводит конкурс по отбору
управляющего. При этом собственники
помещений в многоквартирном доме имеют
право выбрать и реализовать способ
управления домом на общем собрании вплоть
до дня проведения конкурса. Так, согласно п.
39 Правил проведения открытого конкурса, в
случае если до дня проведения конкурса
собственники помещений в многоквартирном
доме выбрали способ управления
многоквартирным домом или реализовали
решение о выборе способа управления этим
домом, конкурс не проводится.
Вернемся к
ситуации, когда конкурс признан
несостоявшимся. Как уже было отмечено, у
ОМСУ в таком случае возникает обязанность
провести новый конкурс. Прочитаем еще раз и
более внимательно п. 8 ст. 161 ЖК РФ:
заключение договора управления
многоквартирным домом без проведения
открытого конкурса, предусмотренного ч. 4
настоящей статьи, допускается, если
указанный конкурс в соответствии с
законодательством признан
несостоявшимся.
Позволим себе
достаточно вольное толкование указанной
нормы, смоделируем ситуацию и предположим
ход ее развития. ОМСУ провел открытый
конкурс по выбору управляющей организации.
Конкурс был признан несостоявшимся. В этом
случае, руководствуясь Правилами
проведения открытого конкурса, ОМСУ обязан
провести новый конкурс. Однако процедура
проведения конкурса, включая его
подготовку, занимает определенное время.
Вместе с тем управление многоквартирным
домом должно происходить непрерывно,
только при этом условии могут быть
достигнуты цели, указанные в п. 1 ст. 161 ЖК РФ.
Именно поэтому ОМСУ, пользуясь п. 8 ст. 161 ЖК
РФ, вправе предложить собственникам
заключить договор управления с некой
управляющей организацией, выбранной по
своему усмотрению. Данный договор должен
действовать до момента выбора управляющей
организации на конкурсной основе, и
собственники не могут быть принуждены к
заключению такого договора, поскольку это
не предусмотрено законом (в п. 5 ст. 161 ЖК РФ
речь идет только об обязательности
заключения договора с компанией, выбранной
по результатам открытого конкурса).
Дополнительно отметим, что такой договор не
может быть заключен, если конкурс по выбору
управляющей организации не проводился
совсем. Это подтверждается и материалами
судебной практики. Постановлением ФАС ДВО
от 25.12.2007 N Ф03-А51/07-1/5799 договор по управлению
многоквартирными домами, предоставлению
услуг по техническому обслуживанию,
санитарному содержанию, ремонту жилого
фонда и придомовых территорий признан
недействительным в силу ст. 168 ГК РФ, так как
был заключен без проведения открытого
конкурса по отбору управляющей
организации.
Обращаем внимание на
различия двух ситуаций: в одной - конкурс не
был проведен; в другой - конкурс проводился,
но был признан несостоявшимся.
ОМСУ не
вправе отказаться от проведения открытого
конкурса. Более того, любой собственник
помещения в многоквартирном доме может
обратиться в суд с требованием обязать ОМСУ
выбрать управляющую организацию в
соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ (п. 7 ст. 161 ЖК
РФ).
Выбираем временное
управление
Остается вопрос о том, по
каким критериям ОМСУ должен выбрать
временную управляющую организацию.
Представляется, что данный вопрос имеет
место только в теории. На практике
трудностей между ОМСУ и управляющей
организацией не возникает. И это
обусловлено, в частности, тем, что многие
управляющие компании - бывшие
муниципальные унитарные предприятия. Кроме
того, при отсутствии решения собственников
помещений в многоквартирном доме по
вопросу выбора способа управления домом,
как правило, продолжает управлять
предыдущий управляющий (п. 2 ст. 18
Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О
введении в действие ЖК РФ").
Необходимо
отметить, что ОМСУ не должен брать на себя
дополнительные обязанности, а именно
специально создавать унитарное
предприятие, бюджетное или автономное
учреждение для управления жилфондом. Еще
раз обращаем внимание на то, что заключение
договора управления без проведения
конкурса допускается, но не является
обязательным. В случае отказа коммерческих
управляющих организаций, работающих в
данной местности, заключить договор
управления домом ОМСУ должен предпринять
все зависящие от него меры для скорейшего
проведения нового конкурса. Кроме того,
необходимо организовать разъяснительную
работу с собственниками помещений в доме на
предмет самостоятельного решения вопроса о
выборе способа управления.
* * *
В
заключение следует отметить, что выбор
управляющей организации посредством
проведения открытого конкурса нужно
воспринимать как крайнюю меру. Согласно п. 2
ст. 161 ЖК РФ определение способа управления
домом является обязанностью собственников
данного дома. Сохранение и улучшение
жилищного фонда - в руках ответственных
собственников, но не муниципальных
властей.
Г.Ю.Шарикова
Юрисконсульт
НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"
Подписано в печать
04.12.2009
Первоначально вопросом управления домовладения занимается застройщик.
Он получает разрешение на ввод дома в эксплуатацию, затем в течение 5 дней с этого момента он по своему усмотрению выбирает УК, с которой на 3 месяца .
В это же время местное самоуправление в период 20 дней с момента ввода МКД в эксплуатацию извещает о выставлении дома на открытый конкурс по выбору УК. В течение 40 дней с уведомления о мероприятии орган местного самоуправления должен провести этот конкурс и информировать всех дольщиков о его результатах в срок до 10 дней со дня его завершения.
Управленческая деятельность возлагается на или органом местного управления компанию , так как не все квартиры заселены и собственников мало для голосования за УК.
Основания для проведения конкурса
Первым основанием для проведения выборного конкурса является сдача многоквартирного дома в непосредственное пользование или эксплуатацию.
Когда этап строительства завершен, а собственники получили свои документы и долгожданные ключи, законом отводится определенный срок на то, чтобы жильцы выбрали способ управления.
Второе основание возникает вследствие неисполнения воли законодателя. Если в отведенный срок, равный одному месяцу, жильцами так и не будет выбран способ управления, местная администрация берет этот вопрос под контроль и помогает жильцам определиться со способом управления.
Если собственники отказались от услуг одной управляющей компании, они будут нуждаться в новом организации, обслуживающей общедомовое имущество. Таким образом, смена организации по управлению многоквартирным домом также может считаться основанием.
Справка! Законом предусмотрены ситуации, когда сама и разрывает договор. В этой ситуации также необходим выбор новой управляющей компании многоквартирного дома.
Правила проведения конкурса
Регламентирующие акты
Если на собрании и конкурсе присутствуют представители органа местного самоуправления, то большая роль в регламентации проведения мероприятия отводится локальным нормативным актам . В каждом муниципальном образовании они свои, однако не противоречат основному закону.
Чтобы ознакомиться с актами именно вашего муниципального образования, вам следует зайти на сайт городской администрации.
Кроме того, при проведении конкурса важно руководствоваться статьями Жилищного Кодекса, об этом говорит его . Правила проведения конкурса по выбору управляющей компании, принятые Постановлением Правительства № 75 от 6.02.2006 года – главный источник, в соответствии с которым и проходит вся процедура. Заранее ознакомьтесь со всеми нюансами, прописанными в этом акте.
В последние годы законодательная система нашей страны все чаще и чаще реформируется, не обошли нововведения стороной и Жилищный кодекс. Некоторые статьи более полно раскрывают себя в ФЗ №38 от 5 апреля 2013 года . В акте говорится об изменениях, которые были внесены в Жилищный Кодекс, а также даются некоторые комментарии к статьям.
Участники
Участниками конкурса являются с одной стороны избирающие, то есть жильцы дома и орган местного самоуправления (СРО), а с другой стороны претендент или претенденты на обязательное управление всем домом.
Количество претендентов не ограничено , главное заранее ознакомить жильцов со своим участием в торгах.
Предмет конкурса
Предметом конкурса является право управления домом и общедомовым имуществом, которое будет выражено в заключении договора между сторонами на ограниченный или неограниченный срок.
Также к предмету можно отнести и денежные средства, которыми будет распоряжаться УК, предоставляя отчетность жильцам.
Предмет торга
Предметом торга является оплата деятельности УК , а также ее возможности в управлении имуществом. Так, если одна управляющая компания оценила свои услуги и работу в определенную сумму, другая может снизить планку и тем самым будет более интересна собственникам.
Справка: во время торгов управляющие компании знакомят собственников с результатами своей работы на других участках, рассказывают о возможных перспективах сотрудничества и программе действий на первое время.
Как определяется победитель?
Если инициаторами конкурса являются собственники многоквартирного дома, то победитель определяется путем голосования .
Конкурс может быть:
В обоих случаях, полученные результаты суммируются и назначается управляющая компания. Но есть одно «но».
Если сумма голосов, отданных за победителя, все же не доходит до отметки в пятьдесят процентов, компания, набравшая большее количество голосов, не проходит конкурс. Необходимо единогласие собственников , которое проявляется в голосовании, где более половины всех голосов отданы за одного претендента.
При конкурсном отборе должны присутствовать все или больше двух третей всех собственников. При отсутствии 2/3 части всех жильцов дома конкурс не может считаться объективным и управляющая компания избираться не может.
Если инициатором конкурса является орган местного самоуправления, он сам назначает УК или суммирует свой голос к голосам жильцов.
Сроки выбора
УК должна быть избрана в месячный срок с момента сдачи дома в эксплуатацию. Если этого не произошло, орган самоуправления имеет право еще в течение одного месяца помогать жильцам определиться с выбором. Таким образом, вся процедура назначения управляющей компании по срокам не должна занимать больше двух месяцев.
Кто вправе инициировать тендер?
Инициировать конкурс на выбор управляющей компании для многоквартирного дома по действующему Жилищному Кодексу могут только:
- Жильцы, которые выбирают управляющую компанию сразу после сдачи новостройки.
- Орган местного самоуправления — в месячный срок в администрацию должна поступить информация об организации, обслуживающей дом. Если этого не происходит, орган местного самоуправления самостоятельно инициирует выборы управляющей компании по конкурсу.
Сама управляющая компания не имеет права призывать жильцов на собрания , устраивать встречи и заседания.
Как выбрать управляющую компанию для многоквартирного дома?
К выбору управленческой компании собственникам жилья необходимо подходить критично, чтобы организация устраивала всех владельцев.
О выборе необходимо заранее предупредить всех жителей многоквартирного дома , для этого больше всего подходит вечерний обход квартир (когда все жильцы возвращаются с работ) либо информирование по телефону/смс/объявлением на входе в дом.
Заявка на участие
Заявки на участие подаются от имени управляющих компаний. В них должно быть указано наименование УК, ответственное лицо, программа, по которой должно проходить сотрудничество, условия и контактная информация. Можно принимать неограниченное количество заявок.
Извещение
Извещение о проведении конкурса по отбору управляющей организации должно отвечать ряду правил, и в первую очередь — быть доступно каждому собственнику.
Вот основные способы оповещения собственников:
- личное оповещение каждого собственника путем посещения жилья;
- публикация информации о собрании в местных СМИ;
- публикация на сайте органа местного самоуправления;
- оповещение путем приглашения в почтовый ящик;
- размещение информации на стендах в каждом подъезде;
- обзвон каждого из собственников.
Порядок голосования при выборе управляющей компании
Первым делом необходимо, чтобы собственники ознакомились со всеми претендентами на должность управляющей компании еще до начала голосования.
Для этого определяется время и дата собрания, а информация вывешивается на общем стенде , куда имеют доступ все собственники. Также возможно личное приглашение на собрание каждого собственника.
Все без исключения управляющие компании могут знакомить с условиями своего сотрудничества собственников путем личного общения, раздачи листовок, публикации статей на интернет-ресурсах.
В день конкурсного отбора должны явиться представители управляющих компаний, а также большая часть проживающих в доме. Представители организаций еще раз знакомят жильцов со своими условиями, предлагая те или иные пункты в договоре. Далее начинается голосование, которое может иметь как открытый, так и закрытый характер.
Если инициатором проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации является орган муниципального образования, то информация о собрании также должна быть донесена до собственников, но на собрании потребуется присутствие и представителей органов местного самоуправления.
Важно! При отсутствии единогласия в голосовании, именно представитель органа местного самоуправления назначает УК.
Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок
Заявки рассматриваются тщательно и обсуждаются непосредственно на собрании. Из них формируется перечень наиболее достойных и внушающих доверие кандидатов, из которых и выбирается победитель .
Момент вскрытия конвертов с заявками фиксируется в протоколе собрания. Собственники могут задавать вопросы представителям, пытаясь получить наиболее полную информацию.
Проведение конкурса и подведение его итогов
Конкурс по выбору управляющей организации многоквартирным домом проводится сразу же на собрании, после того как представлены все кандидаты.
Когда все голоса занесены в протокол, оглашается результат. Если голосование проходило в формате бюллетеней, бумаги не выбрасываются, а остаются, чтобы в случае необходимости подтвердить законность победы той или иной управляющей компании.
Когда оглашен победитель, с ним обсуждают перспективы будущего договора, составляют документ и подписывают его. Остальные претенденты, не набравшие необходимых голосов, покидают собрание.
Образец протокола общего собрания
Примеры составления протокола общего собрания по выбору управляющей компании представлены ниже.
Как выбирает УК администрация?
Справка : если жильцы самостоятельно не избрали управляющую компанию в указанный срок (один месяц), то подбор и назначение управленца возлагается на администрацию округа.
В таком случае специалистами назначается конкурс среди УК (в обязательном порядке о проведении конкурса извещаются обе стороны — владельцы многоквартирного дома и все управляющие организации, которые могут в нем участвовать).
Действия администрации в данном процессе :
Застройщик может заключить договор об управлении дома с УК не позднее пяти дней после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Жильцы дома вправе в течение месяца после ввода дома в эксплуатацию либо оставить ту же компанию.
Заключение договора управления многоквартирным домом
Завершающим этапом конкурса является . Как правило, он составляется в присутствии представителей собственников и управляющей компании.
Еще раз обговариваются все детали, срок взаимодействия, возможные причины расторжения договора. После этого договор заверяется нотариусом и подписывается сторонами.
Договор подписывается в двух экземплярах — один будет храниться в управляющей компании, другой – у представителя собственников.
Жильцы могут прописать свои пожелания по управлению имуществом, но обязательно согласуя это с представителем организации. Как только договор подписан, управляющая компания может приступать к своим прямым обязанностям.
Какие бывают нарушения?
Нарушения выбора УК связаны с самим процессом избрания :
Любое нарушение процесса выбора влечет за собой не только недовольство жильцов выбранной УК, но ставит под угрозу финансовую сторону сотрудничества.
Для обжалования выявленных нарушений владельцы квартир делают следующее :
- заявление об обнаружении нарушения;
- собирают с жильцов подписи о согласии и участии в обвинительном процессе;
- собирают необходимые доказательства. Это может быть видеосъемка процесса голосования, бюллетени, нарушения в работе управляющей компании и т.п.
Обращаться лицам, обнаружившим нарушения, необходимо в прокуратуру либо в районный суд.
Конкурс по отбору управляющей организации многоквартирным домом не так сложен, как это может показаться на первый взгляд. Помните о своих правах как собственника, и тогда их никто не сможет ущемить.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
В первом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» 2019 года наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец рассказала о двух новых постановлениях Правительства РФ, внёсших изменения в правила выбора органом МСУ организации для управления домами. Подробнее читайте в статье.
До 2019 года в конкурсе побеждала УО с наибольшим по стоимости количеством работ и услуг
Речь идёт о двух декабрьских постановлениях Правительства РФ: от 14.12.2018 № 1541 и от 21.12.2018 № 1616 . Оба изменяют процедуру выбора управляющей организации для многоквартирных домов.
До вступления их в силу орган МСУ как организатор открытого конкурса по выбору УО сам устанавливал размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Управляющие организации, подавая заявку на участие в отборе, автоматически соглашались обслуживать дом по предложенной муниципалитетом цене.
Победителем конкурса становилась та УО, которая за установленный размер платы была готова выполнять наибольший по стоимости объём дополнительных работ и услуг. Участники отбора сами устанавливали стоимость таких работ и услуг, и проверке эти цены не подлежали. Подобное условие приводило к совершенно абсурдным ситуациям, которые, однако, признавались в суде легитимными, поскольку не нарушали требований ПП РФ № 75 .
Например, открытый конкурс по управлению несколькими домами в Ленинградской области выиграла УО, предложившая дополнительные работы и услуги общей стоимостью 999 квадриллионов 999 триллионов 999 миллиардов 999 миллионов 999 тысяч 999 рублей. АС Санкт-Петербурга и ЛО по делу № А56-10392/2014 не нашёл при этом нарушений.
Орган МСУ мог пойти и другим путём: самостоятельно установить размер стоимости дополнительных работ и услуг. Но в таком случае, если стоимость была известна заранее, участники заявляли максимальную цену, а победителем становился тот, кто принёс заявку первым.
С 2019 года в конкурсе побеждает УО с наименьшим размером платы за перечень услуг
Организации включаются перечень в хронологическом порядке: по дате заявления или дате составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Сформированный перечень размещается в ГИС ЖКХ.
УО может удалиться из перечня, только получив назначение на дом от муниципалитета
Взять на заметку
Два новых постановления Правительства РФ изменили подход к выбору управляющих организаций для многоквартирных домов:
- где собственники не выбрали или не реализовали форму управления,
- от которых отказались управляющие организации,
- по которым открытый конкурс по выбору УО не состоялся.
Управляющая организация, подавая заявку на участие в открытом конкурсе, который организует муниципалитет, должна иметь в виду, что она автоматически попадёт в перечень УО, формируемый органом МСУ согласно ПП РФ № 1616 .
В рамках проведения конкурса больше не учитывается перечень дополнительных услуг УО: победителем становится та организация, которая готова выполнять утверждённые муниципалитетом работы и услуги за наименьшую плату.
Общедомовое имущество должно содержаться должным образом и своевременно обслуживаться. За эту работу берутся управляющие организации, но среди них нелегко найти ту, которая будет честно предоставлять свои услуги. Чтобы выбрать УК, проводятся конкурсы на управление многоквартирным домом. Участие могут принимать сразу несколько кандидатов. Победитель определяется путем голосования жильцов.
Сначала необходимо сформировать комиссию, назначить председательствующее лицо, согласовать порядок работы. Нельзя допустить, чтобы в комиссию вошли люди, которые имеют прямой интерес в исходе голосования.
Спустя 5 дней нужно разместить информацию о проведении торгов. Специально для такой публикации существует сайт torgi.gov.ru.
Извещение создается минимум за 1 месяц до того дня, когда заявки на участие приниматься больше не будут.
На сайте torgi.gov.ru нужно разместить информацию о проведении торгов.
В публикации необходимо указать следующую информацию:
- нормативно-правовая база;
- данные об организаторе, контакты;
- характеристика многоквартирного дома;
- список работ, которые требуются для объекта;
- рассчитанная сумма платежей на обслуживание жилого многоквартирного дома;
- сайт с документацией торгов;
- правила подачи заявок;
- адрес и дата открытия конвертов участников;
- день и место торгов;
- размер обеспечительной суммы.
За 25 суток до распечатывания заявок о проведении конкурса на управление домом уведомляются все жильцы.
Основания и инициаторы проведения конкурса
После сдачи новостроек в эксплуатацию жильцы должны заняться подбором управляющей организации. Это касается и жителей МКД, которые отказались от услуг предыдущей УК и еще не выбрали новую компанию. Если за 1 месяц компания не определена, со стороны администрации города осуществляется контроль над конкурсом по управлению МКД.
В правилах проведения конкурса сказано, что инициаторами выступают собственники квартир или представители муниципалитета. Сами УК не должны проводить собрания, им позволено разговаривать с жителями и раздавать рекламные брошюры. После того, как пройдет назначение основных претендентов на управление домом, организатор определяется с датой конкурса.
Выбор УК проходит путем открытого или закрытого голосования жильцов. В первом варианте за претендентов участники поднимают руки, во втором – раздаются бюллетени.
Законодательное регулирование
Согласно ст. 161 ЖК РФ, владельцам помещений в МКД полагается избрать УК по управлению общедомовым имуществом.
В проведении торгов организаторы руководствуются соответствующими Правилами, которые утвердило Правительство РФ (постановление № 75 от 06.02.06г.). В пункте № 3 сказано, что в течение одного месяца нужно избрать УК, в противном случае местная администрация самостоятельно назначает компанию по управлению домом.
Постановление РФ № 75, пункт 3
Каждым муниципалитетом разрабатываются и утверждаются свои нормативные акты. Чтобы ознакомиться с ними, нужно зайти на сайт администрации населенного пункта.
Каким принципам должен соответствовать конкурс на управление МКД
В конкурсе по выбору УК всем участникам нужно честно конкурировать между собой. Если это условие нарушается, то составляется претензия, и направляется в ФАС.
В отношении каждого участника соблюдаются единые правила, вне зависимости от формы собственности. Вся информация о конкурсе должна оставаться открытой и понятной каждому жильцу. Объявлять об итоге отбора полагается специально созданной комиссии.
Организация, выигравшая конкурс на управление МКД, обязана использовать деньги собственников квартир исключительно на их нужды: обеспечение безопасности, комфорта проживания, ремонт в доме. Владельцы жилья имеют право запрашивать подробный отчет о расходовании средств.
Регламент проведения конкурса
Владельцы помещения извещаются о конкурсе с помощью:
- личного приглашения;
- звонка на мобильный телефон;
- уведомления по электронной почте;
- печатного объявления на стенде;
- публикации в местном СМИ.
Оповещать участников о предстоящих торгах требуется за 1 месяц до их проведения. Все кандидаты сдают заявки на участие представителю собственников. В них следует указать следующую информацию:
- наименование УК;
- план сотрудничества;
- ответственный сотрудник;
- контактные данные.
Для успешного завершения конкурса требуется обязательное участие в голосовании минимум 2/3 жителей МКД. В противном случае торги могут признать не объективными.
В ходе конкурса каждый претендент рассказывает о своей УК, какое преимущество получат собственники от сотрудничества. В качестве доказательства приводится информация о работе с другими МКД. Если есть желание, то представитель УК может озвучить отрицательные стороны соперников.
После выступления всех участников жильцы начинают голосовать. Если выборы проводятся с помощью бюллетеней, то запрещается от них избавляться после объявления победителя. Они необходимы для подтверждения результата.
Заключение договора управления многоквартирным домом
За 20 дней УК должна заключить с жильцами договора на обслуживание дома. Если за это время победителем не осуществляются указанные действия, он автоматически освобождается от управления МКД.
Управляющая компания должна заключить договор с жильцами МКД за 20 дней.
Тогда звание победителя получает другой участник торгов, предоставляющий наибольшее количество услуг по содержанию за плату, которую указал в объявлении организатор. Если эта УК не предоставляет подписанное соглашение, то ее могут обязать исполнить обязательства через судебный орган.
Если в конкурсе принимал участие только один претендент, то при его уклонении, организатор имеет право через суд обязать его подписать договор либо взыскать убытки.
Обжалование результатов конкурса
Бывает, что собственники не соглашаются с исходом голосования в конкурсе на управление домом. Для обжалования итога торгов следует подать иск в суд. В качестве доказательств предоставляются бюллетени либо видеозапись. В случае ее отсутствия нескольким свидетелям требуется подтвердить данные.
Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна
Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве
Каждый многоквартирный дом обязательно кем-то контролируется. Безусловно, жильцы нуждаются в поддержке управляющей компании для содержания общедомового имущества в подобающем виде. Рассмотрим, как происходит выбор такой организации. Каким образом осуществляется конкурс на управление МКД, и что получается в дальнейшем.
На каких основаниях проводится конкурс на управление МКД
Открытый конкурс по назначению управляющей компании (далее УК) для администрирования многоквартирных домов в части его актуальности, правил и сроков проведения регулируется Постановлением Правительства РФ №75 , утвержденным 06.02.2006г. Поговорим о порядке и ходе проведения данного мероприятия.
На законодательном уровне основанием для проведения конкурса является ст.162 Жилищного кодекса РФ. Не следует забывать, что владельцы квартир в МКД путем общего голосования вправе избрать вид управления своей многоэтажкой как до проведения конкурса, так и во время этой процедуры до объявления ее победителя.
Для участия в конкурсе на управление МКД могут быть приглашены юридические лица и ИП. Его целью является получение прав на подписание договора управления домом. Предметом торгов выступает стоимость всех видов работ по ремонту и содержанию общедомового имущества многоэтажки.
В открытом конкурсе побеждает та компания, которая при ограниченном организатором объеме бюджета предложит максимальный перечень работ по обслуживанию общей недвижимости МКД.
Следует заметить, что согласно последним поправкам, внесенным в порядок проведения открытого мероприятия по избранию УК Постановлением Правительства от 04.03.2015 №191, конкурсная документация обязательно включает перечень дополнительных работ (услуг) по ремонту и обслуживанию с условиями качества и масштаба их проведения. Стоимость каждой из них организатор конкурса рассчитывает самостоятельно.
Основаниями для проведения конкурса на управление МКД являются следующие ситуации:
1. Собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, к тому же:
- не было общего собрания владельцев квартир в многоэтажке по избранию способа управления данным домом или решение по этому вопросу не удалось принять;
- в течение двух месяцев со дня начала действия судебного решения о признании общего собрания владельцев помещений в МКД по выбору способа управления несостоявшимся не был проведен повторный сход жильцов либо решение по этому вопросу не удалось принять.
2. Принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, включая следующие обстоятельства:
- преобладающая часть владельцев квартир в многоэтажке не оформили договоры согласно ст.164 ЖК Российской Федерации;
- владельцами помещений в МКД не предоставлены документы по официальной регистрации ТСЖ (кооператива) в налоговую службу;
- не составлены договоры на управление высоткой в соответствии со ст.162 ЖК РФ.
3. До окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом либо принятое решение по виду управления МКД не выполнено.
4. В установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (новостройки).
По статье 161 Жилищного кодекса владельцы помещений в многоэтажке вправе на общем собрании определить способ управления для своего дома до оглашения конкурса на управление МКД и в процессе его проведения (но перед выбором победителя), а также самостоятельно избрать вид администрирования здания и другую УК.
После отбора компании-победителя этого мероприятия и вступления ее в свои права владельцы помещений высотного дома могут расторгнуть ранее заключенное соглашение при условии невыполнения организацией положений данного договора.
Как законодательно регулируется конкурс на право управления МКД
Хозяйственное управление крупными и многоквартирными зданиями контролирует жилищная инспекция, следовательно, выбор УК в основном попадает под действие Жилищного кодекса.
В подтверждение сказанного приведем для примера часть 2 ст.161, которой собственникам помещений в МКД предписано в обязательном порядке избрать один из видов управления своим зданием и общедомовым имуществом.
Однако ограничения пунктами одного Кодекса недостаточно для грамотного проведения конкурса на право управления МКД. Необходимо руководствоваться еще и Правилами исполнения данной процедуры, утвержденными постановлением Правительства от 06.02.2006г. за №75, которые детализируют порядок действий при выборе руководящей компании.
Так, пункт 3 указанных Правил предупреждает: если за один месяц владельцами многоэтажки не избрана УК и не определен способ эффективного управления, то органу местного самоуправления надлежит самостоятельно и в обязательном порядке назначить организацию, способную руководить общедомовым имуществом.
Дополнительно каждый муниципалитет разрабатывает и утверждает свои локальные нормативы, которые работают на местном уровне и согласуются с Кодексом и федеральным правом, и со своей стороны тоже регламентируют процедуру конкурса на управление МКД.
Для ознакомления с юридическими актами своего муниципального образования нужно посетить официальный портал администрации города.
В последнее время российское законодательство претерпевает неуклонные реформы, которые в части нововведений коснулись и Жилищного кодекса. Ряд статей более полноценно отображаются в законе № 38-ФЗ от 05.04.2013г. Здесь освещаются поправки, внесенные в ЖК, с комментариями к некоторым статьям.
Каким принципам должен соответствовать конкурс на управление МКД
Принцип 1. Честная конкуренция
Открытый конкурс по выбору управляющей компании должен быть основан на честной конкуренции. В обратном случае, если принцип равноправия нарушен, нужно направить претензию в ФАС.
Принцип 2. Равные условия
Во время конкурса на управление МКД должны быть соблюдены единые условия для всех: и организаций, и частных предпринимателей (ИП) независимо от форм их собственности.
Принцип 3. Эффективное использование средств
Организациям, которые выиграли конкурс и стали управляющими компаниями, надлежит активно использовать средства владельцев помещений многоэтажек только для обеспечения их безопасности и комфортного проживания. Каждый собственник жилья вправе потребовать детальный отчет об использовании материальных средств.
Принцип 4. Открытый доступ к информации
Сведения о проведении открытого конкурса на управление МКД должны быть общедоступными. Сама процедура выбора должна быть полностью прозрачной. Для организации данного мероприятия и объявления итогов отбора в лице назначенной УК создается специальная комиссия.
Как организовать конкурс на управление МКД
Перед публикацией объявления о конкурсе (за пять рабочих дней) организатор формирует конкурсную комиссию, назначая ее председателя и утверждая порядок работы. При этом могут быть созданы несколько комиссий на постоянной основе со сроком их полномочия до двух лет.
В число членов данных комиссий не могут входить лица, заинтересованные в исходе конкурса. К ним относятся: претенденты и участники конкурса; лица, которые работают в компаниях-претендентах и организациях-участниках мероприятия; родственники претендента (участника), который трудится в компаниях-претендентах или структурах-участниках конкурса, а также физические лица, находящиеся под влиянием претендентов (участников) мероприятия (включая акционеров заинтересованных организаций, членов их правления, работников вышестоящих структур и кредиторов лиц-участников). При выявлении указанных нарушений организатору конкурса на управление МКД надлежит немедленно вывести этих людей из состава комиссии и заменить их новыми членами.
Публикация об объявлении конкурса размещается организатором (или его уполномоченным лицом) на официальном государственном сайте torgi.gov.ru, где фигурирует вся информация подобного рода о назначении торгов.
Извещение (объявление) о начале конкурса публикуется организатором мероприятия (уполномоченным лицом) на указанном портале не позднее 30-ти дней перед завершением срока приема заявок от участников.
Извещение о конкурсе содержит данные:
- основание для проведения мероприятия с указанием соответствующей нормативно-правовой базы;
- сведения об организаторе конкурса на управление МКД (наименование, фактический адрес, место размещения, контактный e-mail и телефон);
- параметры объекта конкурса (адрес МКД, год застройки, количество квартир, этажность, площадь (не) жилых помещений и мест общего пользования, типы благоустройства, вид и серия строения, кадастровый номер (если имеется), размеры участка земли, относящегося к общему имуществу владельцев многоэтажки);
- перечень требуемых работ (услуг) по ремонту и обслуживанию выставленного объекта, которые предусматривает договор управления МКД по результатам открытого конкурса (далее по тексту— обязательные работы (услуги));
- расчет суммы взносов (выполняется организатором конкурса) на ремонт и содержание жилого дома с учетом его конструкции и технических особенностей, этажности, степени износа, присутствия лифтов и прочего электромеханического и санитарно-технического и оборудования, состава стен и материала кровли, иных характеристик, а также количества и масштаба обязательных работ (услуг);
- список коммунальных услуг управляющей компании, которые она оказывает согласно законодательству РФ;
- ссылка на официальный сайт, публикующий конкурсную документацию, правила и сроки ее подачи, место проведения конкурса на управление МКД, размер платы за доступ к указанной документации (если она предусмотрена), срок и порядок внесения денег;
- регламент и срок подачи заявок для участников конкурса, место их приема;
- дата, время и место распечатывания конвертов с заявками желающих участвовать в мероприятии, а также уточнение времени и места их обсуждения конкурсной комиссией;
- время и место прохождения конкурса;
- сумма обеспечения заявки для участия в мероприятии.
Перед процедурой распечатки конвертов (не позднее 25 дней до нее) с заявками потенциальных участников конкурса его организатор должен уведомить о дне проведения мероприятия следующих лиц:
- владельцев помещений в МКД путем расклеивания объявлений в местах общего пользования, удобных для ознакомления: на информативных досках, расположенных в каждом подъезде многоэтажки или на придомовой территории, прилегающей к зданию, а также методом публикации сообщения о конкурсе на управление МКД на официальном портале;
- граждан, принявших от застройщика (по акту, другим документам) помещения в данном здании после получения последним одобрения на ввод МКД в эксплуатацию, путем размещения объявлений в местах общего пользования, удобных для ознакомления: на информативных досках в каждом подъезде многоэтажки; на придомовой территории, прилегающей к зданию; на официальном портале в виде публикации о мероприятии.
Как составляется заявка на управление МКД по конкурсу
«Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» устанавливают для участников торгов некоторые требования :
- соответствие федеральным законодательным актам (ст.161 ЖК РФ);
- отсутствие процедуры банкротства или ликвидации предприятия;
- нет приостановки деятельности;
- отсутствие задолженности по обязательным платежам, налогам и сборам за предшествующий отчетный период (более ¼ стоимости активов);
- отсутствие кредиторской задолженности (более 70 % суммы активов);
- внесение определенной суммы денег для обеспечения заявки на управление МКД по конкурсу.
Всем желающим участвовать в конкурсе особое внимание нужно уделить составлению заявки.
Заинтересованные лица заполняют форму заявки на участие в мероприятии. Период их подачи не должен быть короче 25 дней. Незадолго до процедуры распечатывания конвертов с заявками участников прием документов прекращается.
Заявка участника конкурса должна содержать:
1. Сведения и документы о претенденте
- Для юридических лиц - название организации, форма собственности, место расположения, почтовый адрес.
- Для частного предпринимателя (ИП) - фамилия, имя и отчество, реквизиты паспорта или другого удостоверения личности, место жительства.
- Контактный телефон.
- Для юридических лиц - выписка из ЕГРЮЛ.
- Для частного предпринимателя (ИП) - выписка из ЕГРИП.
- Доверительный документ, на основании которого данное лицо уполномочено представлять организацию или частного предпринимателя, пожелавшего участвовать в конкурсе.
- Реквизиты расчетного счета для возврата денежной суммы, внесенной для обеспечения заявки на управление МКД по конкурсу.
- Документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, либо их официально заверенные копии
- Документальное подтверждение об оплате обеспечения заявки участника мероприятия.
- Документальное подтверждение (копия) соответствия претендента условиям п.15 пп.1 действующих Правил, если федеральное законодательство предъявляет требования к исполнителям работ (услуг), которые предусмотрены в договоре управления МКД.
- Утвержденный финансовый баланс (копия) за предшествующий отчетный период.
- Реквизиты банковского счета, на который вносят плату за ремонт (содержание) домостроения и коммунальные услуги владельцы всех помещений многоэтажки, а также принявшие их по акту лица и наниматели квартир согласно договорам социального найма и найма жилплощади государственного (муниципального или местного) жилфонда.
Если ко времени вскрытия конвертов от желающих поучаствовать в конкурсе на управление МКД поданных заявок не оказалось, организатору надлежит на протяжении трех месяцев со дня завершения срока принятия заявок провести повторный конкурс согласно действующим Правилам. Вдобавок устроитель может поменять условия конкурса и должен повысить расчетную плату за ремонт и обслуживание высотки на 10 % и более.
Порядок рассмотрения заявок на конкурс по управлению МКД
В назначенный срок члены конкурсной комиссии распечатывают конверты с поступившими заявками от потенциальных участников, которые устроитель мероприятия получил до начала процедуры их рассмотрения. При этом могут присутствовать все претенденты или уполномоченные лица.
После вскрытия конвертов секретарь конкурсной комиссии составляет соответствующий протокол, который подписывают все ее члены, наблюдающие этот процесс. Далее протокол публикуется на официальном ресурсе либо организатором конкурса на управление МКД, либо уполномоченной на это организацией прямо в день подписания.
По итогам рассмотрения поступивших заявок комиссия решает, кого из претендентов допускать к участию в конкурсе, а кому отказать по тем или иным причинам. Секретарь комиссии оформляет протокол о рассмотрении заявок от кандидатов, который затем подписывают все присутствующие при этом ее члены, указывая в качестве даты день завершения обсуждения заявок от потенциальных конкурсантов.
Лица, не допущенные к конкурсу, получают от комиссии письменное уведомление о принятом ею решении на следующий день после утверждения соответствующего протокола об обсуждении заявок.
Если к участию в конкурсе допущен всего один претендент, то не позднее трех рабочих дней после рассмотрения заявок организатор мероприятия должен вручить ему проект договора управления МКД по результатам открытого конкурса, приложенный к конкурсной документации. Вместе с тем данный договор предписывает выполнение управляющей компанией обязательных работ (услуг), описанных в объявлении о проведении конкурса и сопутствующей документации, с оплатой ремонта и обслуживания жилого здания, предварительно рассчитанной и официально озвученной перед началом конкурса. Победивший участник уже не может отказаться от оформления договора на управление МКД.
В случае, когда по результатам обсуждения заявок, поданных на конкурс, комиссия решила отказать в участии всем кандидатам, организатору надлежит на протяжении трех месяцев провести повторный конкурс согласно действующим Правилам. Вдобавок устроитель может поменять условия его проведения.
Три этапа проведения конкурса на управление МКД
Этап 1. Выявление победителя конкурса
Приступив к процедуре конкурса на управление МКД, комиссия оглашает имя участника, заявку которого организатор получил первой, а также называет сумму оплаты за ремонт и обслуживание жилого дома.
Каждый из участников торгов предлагает свою общую оценку дополнительных работ (услуг), опираясь на их первоначальную стоимость, определенную конкурсной документацией.
Если после трехкратного оглашения предложенной максимальной стоимости указанных работ (услуг) никто не назвал большей суммы, конкурсная комиссия оглашает победителя торгов, который сделал самое выгодное предложение по оценке добавочного обслуживания МКД. Далее этот участник перечисляет все дополнительные функции, стоимость которых должна укладываться в озвученное им предложение.
Если же победитель конкурса выражает отказ от этих требований, рабочая комиссия оглашает имя следующего участника, предложение которого по максимальной сумме предшествовало выигрышному варианту.
Этот участник конкурса на управление МКД обязуется проводить все основные работы и предложенное им дополнительное обслуживание за плату на ремонт и содержание многоэтажки, официально объявленную перед конкурсом и указанную в приложенной документации, оказывать коммунальные услуги и выполнять все обязательства согласно проекту договора управления МКД.
Если после трехкратного оглашения суммы оплаты ремонта и содержания жилого дома вместе с названием организации (для юрлиц) или ФИО (для ИП) никто из участников торгов не сделал более выгодного предложения по оценке добавочных работ (услуг), то данный участник считается победившим в конкурсе.
Этап 2. Составление протокола
В ходе проведения торгов конкурсная комиссия составляет протокол по форме, утвержденной Приложением 8, и подписывает его в тот же день. Документ заполняется в трех экземплярах, и один из них передается организатору мероприятия. Последний не позднее трех рабочих дней после утверждения протокола вручает один экземпляр победителю торгов вместе с проектом договора управления МКД по результатам открытого конкурса.
Вместе с тем стоимость каждого вида работ (услуг) из списка основных и дополнительных функций, определенных по итогам конкурса и вносимых в вышеуказанный договор, должна быть пересчитана. Основанием для этого является то, что зафиксированная в ходе конкурса суммарная стоимость всех работ и услуг, включая дополнительные, должна равняться оплате за ремонт и содержание МКД, официально объявленной перед торгами и записанной в приложенную документацию.
Содержание протокола конкурса в тот же день публикуется на официальном ресурсе torgi.gov.ru организатором мероприятия либо уполномоченной на то организацией. После обнародования данного документа конкурсант может написать письменный запрос на имя организатора о разъяснении итогов состоявшегося конкурса на управление МКД. На что последний обязан ответить в письменной форме не позднее двух рабочих дней от даты регистрации входящего обращения.
Все материалы конкурса (протоколы, заявки на участие, рабочая документация с поправками и разъяснениями, аудиозаписи распечатывания конвертов с заявками претендентов и проведения самого конкурса) должны храниться организатором на протяжении трех лет.
Этап 3. Уведомление о результатах конкурса
В течение десяти рабочих дней после подписания протокола конкурса его организатор обязан уведомить каждого владельца помещений в МКД и граждан, которые приняли данные помещения, об итогах открытых торгов и условиях договора управления многоэтажкой путем публикации проекта документа согласно п.40 действующих Правил.
Когда и как заключается договор управления МКД по конкурсу
После окончания конкурса его победитель подает организатору данного мероприятия утвержденный им договор управления МКД по конкурсу в виде проекта вместе с обеспечением выполнения обязательств. На это официально отводится десять рабочих дней от даты подписания протокола торгов.
Затем ему надлежит в срок до 20 дней после оформления протокола конкурса и спустя 10 дней после его публикации на государственном сайте разослать утвержденные проекты договоров управления всем владельцам квартир многоэтажки и лицам, которые приняли помещения, с целью подписания этих документов в соответствии со ст.445 Гражданского кодекса страны.
Если же победитель конкурса в течение срока, отведенного Правилами (п.90), не передал организатору собственноручно утвержденный проект соглашения на управление МКД вместе с обеспечением выполнения обязательств (нотариальную копию полиса страхования ответственности, официальную копию залогового договора депозита или безотзывную гарантию банка), считается, что он отказался от подписания договора управления жилым зданием. В случае уклонения победителя торгов от оформления договора управления МКД по конкурсу организатор мероприятия предлагает эту сделку предыдущему конкурсанту, предложившему максимальную на тот момент стоимость дополнительного обслуживания высотки. Теперь данному претенденту надлежит заключить договор управления многоквартирным домом.
Если и этот конкурсант будет признан уклонившимся от подписания документа об управлении зданием, организатор конкурса может в судебном порядке заставить его заключить данный договор с возмещением издержек, причиненных уклонением от оформления сделки.
В случае, когда единственный претендент, участвующий в конкурсе, уклоняется от оформления договора управления МКД, устроитель конкурса (опять же в судебном порядке) может принудить его сделать это и возместить убытки, нанесенные действиями нерадивого конкурсанта.
Можно ли обжаловать конкурс на управление МКД
В случае, когда собственников не устраивают итоги конкурса на управление МКД или уполномоченные лица конкурирующих организаций выявили подвох, они могут обжаловать данное решение в суде. Им нужно обратиться в судебный орган с предоставлением протокола заседания комиссии, бюллетенями и свидетельскими показаниями очевидцев.
Если во время голосования действительно были обнаружены нарушения, изменившие ход процедуры, суд может аннулировать принятое решение и организовать повторное голосование под контролем официального представителя. Если подозрения окажутся необоснованными, дело рассмотрено не будет.
Если конкурс на управление МКД не состоялся, то что делать дальше
Мотивами для признания несостоявшимся открытого конкурса на управление МКД считаются:
- отсутствие заявок на участие в торгах;
- отказ в участии для всех зарегистрированных претендентов.
Казалось бы, все логично: без участников конкурс не состоится. Но здесь все сложнее. Правила проведения открытого конкурса в части п.59 гласят, что при отсутствии заявок на участие до времени процедуры вскрытия конвертов устроитель конкурса оглашает новые торги, которые проводит на протяжении трех месяцев со дня завершения приема заявок. Вдобавок организатор может поменять условия проведения конкурса и должен повысить расчетную плату за обслуживание и ремонт жилого дома на 10 % и более.
Следовательно, согласно Правилам открытого конкурса, при несостоявшихся торгах местный орган власти (ОМСУ) должен провести повторный конкурс на управление МКД. К тому же данное мероприятие может считаться несостоявшимся энное количество раз (законодательно лимит на проведение повторных торгов не установлен, если предыдущие были отменены).
Если при прохождении открытого конкурса по назначению управляющей компании таковой не состоялся, ОМСУ объявляет новый конкурс согласно действующим Правилам его проведения. Нужно участь, что процедура организации и проведения данного мероприятия занимает немало времени. А управление МКД должно вестись постоянно, и только тогда будут достигнуты цели, намеченные Жилищным кодексом страны (ст.161, п.1). Поэтому местные органы власти, основываясь на п.8 той же статьи, могут предложить владельцам помещений многоэтажки оформить договор на администрирование с управляющей компанией по своему выбору. Этот документ будет сохранять силу до избрания УК на конкурсной основе, а владельцы помещений не могут принуждаться к подписанию данного договора, так как это противозаконно (п.5 упомянутой статьи указывает только на необходимость оформления договора с организацией, победившей в открытом конкурсе).
Еще добавим, что подобный договор нельзя заключить, если конкурс на избрание УК вовсе не проводился. Это подкреплено также материалами из судебной практики. Так, на основании постановления Арбитражного суда ДВО NФ03-А51/07-1/5799 от 25.12.2007 договор управления МКД, включающий оказание услуг по его техобслуживанию, ремонту жилого фонда и санитарному содержанию с учетом придомовых территорий высотки, признан недействительным (ст.168 Гражданского кодекса) как заключенный не по результатам открытого конкурса для избрания управляющей компании.
Тут стоит подчеркнуть наличие двух ситуаций: во-первых, конкурс не проводился; во-вторых, его провели, однако признали несостоявшимся.
Мнение эксперта
Почему конкурс на управление МКД не проводится в новостройке
Олеся Лещенко ,
исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»
Каждый застройщик имеет право составить договор управления МКД с любой УК на срок не более трех месяцев до проведения органом местной власти открытого конкурса по выбору таковой. Основанием для этого служит ст.161 (ч.14) Жилищного кодекса. После избрания УК путем открытого конкурса владельцы помещений МКД обязательно оформляют с нею договор управления.
Но зачастую на практике происходит иначе: ОМСУ, зная, что многоэтажкой управляет УК застройщика, отражает в отчетах, что вид управления реализуется, не объявляя при этом конкурс. Данный факт нарушает специальную норму Кодекса. Противодействовать этому стараются жилинспекции и ФАС РФ, однако судебная практика на данный момент весьма противоречива.