Рекламная концепция пример. Концепция рекламной кампании: пример и основные этапы. Изучение конкурентов и составление УТП
В маркетинге под концепцией товара понимается идея, разработанная и сформулированная с точки зрения значимых для покупателя атрибутов товара и специфики базового товарного рынка, на котором необходимо позиционировать будущую разработку.
Под концепцией товара в рекламе понимают форму его позиционирования, представленную совокупностью уникальных достоинств товара, с точки зрения выгод потребителя и в соответствии со стратегией маркетинга рекламодателя. Данная стратегия раскрывает и потребителю, и рекламопроизводителю отличительные достоинства рекламируемого товара и механизм его восприятия через средства рекламы.
Рассмотрение концепции товара в рекламной деятельности необходимо для выработки стратегии управления потребительским поведением через выделение в рекламе определенных, значимых для потребителя атрибутов. Правильно выбранная рекламная концепция товара обеспечивает конкурентное преимущество товара по сравнению с аналогами в товарной категории. На ее основании разработчик рекламы может воспроизвести покупательскую атмосферу, в которой будет находиться рекламируемый товар, смоделировать мотивы потребительского поведения. Кроме того, концепция товара служит основой брифа, предоставляемого маркетологами агентству для разработки рекламы.
Концепция образа товара в рекламе представляет модель реального товара в фокусе потребительских нужд и запросов, а также целей рекламодателя. Формирование набора свойств образа товара проводится на основании информации о стиле жизни и поведении потребителя с целью приведения заявленных в рекламе атрибутов в соответствие с его потребностями и запросами. Следовательно, один и тот же товар в зависимости от стратегий маркетинга может принимать несколько рекламных образов.
Рекламный товар – это новый товар, который может быть представлен в виде материального продукта, услуги или идеи, он включает рекламный образ товара, но не тождественен ему. Товар как объект рекламы выступает продуктовой инновацией рекламных технологий, которые обеспечивают перевод свойств реального товара в рекламный образ, воспринимаемый на языке нужд и запросов потребителя как совокупность выгод для организации от действенной коммуникации между покупателем и продавцом. Рекламируемый товар (то, что рекламируется) отличается от рекламы образа товара в средствах рекламы и рекламного товара как объекта продажи, "запечатленного" на конкретном рекламоносителе на том или ином потребительском рынке.
Знание взглядов и характеров потребителей позволяет подбирать соответствующую рекламную аргументацию по вызывающим сомнения атрибутам для устранения существующего недоверия и создания нового отношения к товару. Правильно позиционируемые в рекламе "уникальные атрибуты" обеспечат завоевание стратегического преимущества.
Рекламная информация исходит из предложения уникальных атрибутов, которые заложены в каждом товаре и благодаря которым товары становятся различимыми. Потребителя не всегда или не полностью устраивает предложение рекламодателя, если в нем нет искомых потребительских желаний. При разработке концепции рекламы следует руководствоваться принципом от общего к частному: "уникальные атрибуты" – это выделенная группа атрибутов товара, на базе которой будет разрабатываться креатив позиционирования. Задача рекламодателя заключается в том, чтобы найти и выделить эти атрибуты, выразить их значимость, что позволит усилить мотивацию покупки и обеспечит большую побудительную силу к ее совершению.
Актуальность выявления "уникальных атрибутов" связана с общей тенденцией на рекламном рынке – для товаров остается все меньше ниш проникновения на рынок, бренд позиционируется все более узко, более узкими становятся и целевые сегменты. При этом возникают и расширяются глобальные надбренды, ставящие себе задачу охватить как можно больший круг потребностей целевой аудитории через упрощение их выбора. Поэтому для обеспечения действенности рекламы рекламируемый товар должен наилучшим образом отвечать запросам целевых потребителей. Группа "уникальных атрибутов" должна быть в первую очередь сопоставлена с запросами, притязаниями потребителя, а затем и рекламодателя. Только за явную потребность в ценности выделенных "уникальных атрибутов" потребитель готов платить деньги, и при этом условии внедрение концепции рекламного образа товара обеспечит успех рекламной кампании.
В существующей литературе по рекламе разработано множество информационных моделей рекламного воздействия на потребителя типа AIDA, AIDMA, AIDCA, DIBABA, DAGMAR и др. Рассмотрим пирамиду рекламного воздействия на примере информационной модели AIDCA (внимание, интерес, желание, доверие, действие) для установления соответствия с уровнями отображения товара в рекламе (рис. 1.2).
Рис. 1.2.
Атрибутивные ценности, выражаемые в рекламе товара, должны формироваться на стадии маркетинга через реагирование на существующие потребности (Пс), выявление скрытых потребностей (Пск) и формирование новых потребностей (П„) через стиль жизни. Результирующий вектор потребностей П (Пс, Пск, Пн), определяемый конфигурацией призмы рекламируемых ценностей, образует множество ситуаций рекламного позиционирования товара (рис. 1.3).
Рис. 1.3.
Соотношение сторон призмы выступает индикатором принятия решения по формированию стратегии выраженности атрибутов в рекламе. Поэтому реклама имеет множество форм реализации маркетинговой стратегии, и это множество в общем случае бесконечно.
Нами постоянно подчеркивается, что в практике маркетинга последнего времени все чаще говорят не о свойствах товара, а о его атрибутах. Реклама реализует принцип: выбор покупателя определяет не сам товар или базовая выгода, а то, каким образом эта выгода преподносится. Реклама должна отображать состояние вовлеченности, которое потребитель испытывает при контакте с рекламным сообщением по поводу интересующего товара. Потребители используют атрибуты как критерии сравнения, облегчающие процесс принятия решения в выборе конкретного товара из группы однотипных. Одни ищут в рекламе рациональное, другие – иррациональное восприятие атрибутов. Для маркетолога важно определить доминирующую группу мотивов потребителя и постараться воздействовать на них аргументами атрибутов в сценарии рекламы.
Более трудная задача встает перед рекламой, если о товаре у потребителя сложилось отрицательное мнение. При рекламе такого товара можно встретиться с ситуацией недоверия людей к информации в целом и отказа от восприятия (а следовательно, и потребления) рекламы. Как уже отмечалось, не все атрибуты способны удовлетворить желаемое восприятие образа товара в целевом сегменте. Знание взглядов и характеров потребителей позволяет подбирать соответствующую рекламную аргументацию по вызывающим сомнения атрибутам для устранения существующего недоверия и создания нового отношения к товару.
По мнению Ж.-Ж. Ламбена, покупатели оценивают атрибуты на основе степени значимости каждого и степени их воспринимаемого присутствия в оцениваемом товаре. Выделение доминирующих атрибутов важно тем, что по ним потребитель на каждом рынке по-особому воспринимает различные свойства товара, которые так или иначе влияют на потребительское поведение. Чтобы не перегрузить уровень восприятия целевого сегмента, объем содержащейся в рекламе информации не должен превышать соответствующего уровня. При равенстве значений доминирующих атрибутов у товаров-конкурентов потребитель выбирает товар по значимости оставшихся атрибутов, исходя из своего индивидуального позиционирования в обществе и на рынке.
Основной задачей маркетологов по рекламе является выявление и поддержание доминирующих атрибутов, которые выступают критериями различимости товаров, марок и их значимости для потенциальных потребителей. Если у товара доминирующие атрибуты слабо выражены по отношению к товарам-конкурентам, то их необходимо усилить (например, через придуманную легенду).
Выделение доминирующих атрибутов в товаре является составной частью рекламной политики рекламодателя. Важные для потребителя атрибуты должны в полной мере удовлетворять их желания. Атрибуты слабости товара, исходя из предназначения рекламы, незначимы в рекламе, их потребитель не желает видеть, но могут заметить конкуренты, поэтому их необходимо исключать из рекламы. Привнесенные молвой или рекламодателем ложные атрибуты повышают степень восприятия товара, но значимость их в рекламе отрицательна. Имиджевые атрибуты всегда значимы, но они воспринимаются в рекламе слабее доминирующих. Функциональные атрибуты малозначимы в рекламе у потребительских товаров и очень значимы у промышленных. Таким образом, установление факторов влияния атрибутов на коммуникативность рекламы позволяет разработать концепцию мультиатрибутивной модели товара в рекламе, необходимую для оптимизации параметров атрибутов и управления действенностью рекламного обращения в зависимости от целей маркетинга.
В настоящее время существует множество концепций формирования рекламы товара, далее мы охарактеризуем их основные виды.
- 1. Концепция креативности представления свойств товара в рекламе. Эта концепция характеризуется формой яркого выражения доминирующих свойств товара в рекламном позиционировании. В настоящее время креативность представления атрибутов товара выступает основным фактором успеха. Предельной границей этапа применения концепции стало появление на рынке амбициозных товаров-конкурентов примерно одного качества.
- 2. Концепция имиджа товарных марок в рекламе. Она выделяет зависимость потребительского поведения от значимости марки, что определило направление рекламной деятельности – брендинг. Рекламодатель принимает имиджевую направленность рекламы, считая, что раскрученный бренд выступает локомотивом в маркетинговом продвижении любого своего товара.
Компании стали вкладывать в бренд огромные рекламные средства, что резко усилило рекламное давление на потребителя. Потребителю навязали концепцию силы бренда через рекламное давление. Он оказался в ситуации неопределенности: что важнее – уникальные потребительские свойства товара или его имидж?
3. Концепция рекламного позиционирования товара. Рекламное позиционирование – это постоянный процесс, включающий комплекс рекламных приемов и технологий, с помощью которых обеспечивается эффект внушения целевым потребителям впечатления, что рекламируемый товар создан специально для них и что он может соответствовать их желаниям, нуждам, запросам и быть идентифицирован с их неким идеалом.
Концепция позиционирования является развитием принципа "уникального торгового предложения", что формирует дополнительную ценность рекламируемого товара для потребителя рекламы, способствует различимости марок, увеличивает спрос, обеспечивает рекламодателю повышение имиджа. Комбинация сравниваемых позиций марок порождает множество рекламных стратегий. Такая направленность рекламной деятельности, которая на настоящий момент является определяющей, должна обеспечить марке рекламодателя прочные позиции в сознании потребителя. Эта концепция порождает стратегию разработки зонтичного бренда.
4. Мультибрендовая концепция группы товаров. Она определяет рекламу нескольких товаров в рамках одного рекламного средства, связанных между собой принадлежностью к реально существующему или проектируемому образу жизни одного сегмента потребителей. В случае мультибрендовой рекламы художественные сценарии пишутся специально для того, чтобы быть связанными рекламой конкретных товаров.
В условиях конкуренции мультибрендовая концепция рекламного воздействия может стать лидирующей благодаря снижению стоимости на рекламное продвижение, наибольшему охвату целевой аудитории, эффекту синергии.
- 5. Мультирегиональная концепция. По ней реклама должна иметь особенности выражения свойств товара в соответствии с региональной спецификой.
- 6. Квазибрендовая концепция. Она определяется растущей популярностью производства и сбыта немарочных товаров под региональными брендами. Региональные торговые марки позволяют рекламодателю дифференцировать себя от конкурентов, поэтому разработка региональных брендов и их продвижение через региональные рекламоносители способствуют развитию рекламного рынка в целом.
- 7. Перекрестная концепция состоит в том, что отдельные рекламодатели заключают договор сотрудничества в продвижении своих товаров. Потребитель, приобретая товар одного производителя, получает льготу в возможности приобрести товар сотрудничающей фирмы.
- 8. Концепция вовлеченности потребителя в желаемые свойства товара. Реклама реализует принцип: выбор покупателя определяет не сам товар или базовая выгода, а то, каким образом эта выгода ему преподносится. Для рекламиста важно определить доминирующую группу мотивов потребителя и постараться воздействовать на них аргументами атрибутов в сценарии рекламы.
- 9. Концепция ключевой компетенции
является важнейшей в стратегии достижения конкурентного преимущества рекламодателя. Согласно этой концепции:
- выделенные "уникальные достоинства товара" должны представлять более значительную ценность для потребителей, чем эти же достоинства у конкурентов;
- технология выделения и представления в рекламе "уникальных достоинств товара" должна быть сложна для воспроизведения конкурентами;
- выделенные "уникальные достоинства товара" открывают доступ на разнообразные рынки.
Следует заметить, что все обозначенные концепции не отрицают друг друга, их применение зависит от уровня развития конкретного товарного и рекламного рынка, специфики маркетинговых стратегий рекламодателя и тенденций изменения уровня развития потребностей у потребителя.
Люди, создавшие хорошую рекламу, часто говорят, что их успех не связан с инструментами, которые они использовали при ее создании. Они связывают этот успех с озарением, талантом или другими неординарными способностями или качествами. До некоторого времени они также не считали, что компьютер является важным для создания любых форм рекламы. Это объясняется многими причинами: начиная от несовершенства и ограниченности программного обеспечения при сравнении его с «ручной» работой и заканчивая желанием оставить «человека» главным в процессе создания рекламы.
Стремительное развитие информационных технологий привело к тому, что все большее значение приобретают такие параметры, как скорость (передачи данных, создания материалов и т.п.), увеличение широты охвата целевой аудитории, возможность доступа к информации из разных географически удаленных друг от друга мест. Это интенсивное развитие стало возможным благодаря постоянному усовершенствованию как аппаратного, так и программного обеспечения.
Креативные решения можно определить как спонтанные связи между ранее не связанными между собой идеями и событиями. Конечно, каким бы современным и мощным не было программное обеспечение, оно не сможет сделать что-то креативное за вас. Однако оно может значительно помочь вам после того, как у вас появились идеи о том, как должна выглядеть ваша реклама. В частности, используя компьютер, вы не только существенно экономите время дизайна, но и можете добавить некоторые элементы, недоступные при работе «вручную».
Эта статья, была сделана, во-первых, для того, чтобы улучшить ваши навыки и знания, необходимые на «техническом» этапе создания рекламы. Здесь вы сможете найти описание этапов, необходимых при планировании, создании и проведении рекламных кампаний. Во-вторых, прочтя эту статью, вы сможете самостоятельно подготавливать несложные материалы или, по крайне мере, говорить на одном языке с вашим поставщиком дизайнерских и полиграфических услуг. Более того, здесь вы сможете найти несколько способов, заимствованных из психологии мышления и творческого воображения, которые могут помочь вам при генерировании идей, а также для стимуляции творческого процесса. Для того, чтобы воплощение ваших идей было правильным с художественной точки зрения, один из разделов этого курса будет посвящен правилам создания композиции.
Реклама определяется Ф. Котлером как «любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг». Он выделяет четыре этапа создании рекламной кампании.. Но перед тем, как мы рассмотрим эти этапы, давайте определим, что такое рекламная концепция, чем она отличается от спорадических рекламных обращений, и какие способы создания рекламных концепций существуют.
Рекламная концепция отличается от маркетинговой стратегии тем, что первая является результатом второй. Только после понимания того, что представляет из себя рынок данного товара, какова конкуренция на нем, что хотят потребители и каковы возможности и цели самого производителя, можно создать предварительную рекламную концепцию. Концепция понимается здесь как идея, представленная одним сообщением, которое содержит в себе все элементы стратегии. Имея хорошо разработанную концепцию, вы сможете напрямую донести информацию до целевой аудитории, сообщая ей о преимуществах вашего товара и о тех действиях, которые нужно предпринять. Это также дает вам возможность произвести правильное позиционирование и сделать это в форме, наиболее подходящей для ваших клиентов. И, наконец, как визуальный, так и вербальный компоненты рекламы будут взаимосвязаны.
В предыдущем абзаце мы узнали, что основой для создания рекламной концепции являются знания. Собрав их, вы сможете быстрее генерировать идеи, лежащие в основе концепции. Выделим некоторые параметры, по которым можно сказать, что одна идея лучше другой. Первым из них является универсальность сообщения. Когда вы работаете над идеей, вы должны спрашивать себя, насколько будет понятно то, что вы хотите сказать вашей целевой аудитории.
Смогут ли выбранные вами слова и символы легко пройти через языковые, возрастные, тендерные и другие барьеры? Второй параметр - новизна и способность вызвать интерес. Способность поверить в ваше сообщение и то, насколько оно соответствует действительности – следующий компонент. Говорите ли вы о своем товаре правду убедительно? Ваше сообщение должно быть четким. Поймут ли его люди правильно, если увидят его, например, проезжая мимо на скорости 60 км/час, или, если увидят его в течение 5 секунд после передачи о проблемах преступности? И, наконец, помните о том, что какой бы креативной ни была ваша разработка или идея, она не будет эффективной, если она не совместима с рекламной стратегией. Спросите себя, с правильной ли аудиторией вы разговариваете; раскрываете ли вы главные преимущества товара; делаете ли вы свой товар более желаемым по сравнению с конкурентными.
Разработанная концепция позволяет проводить комплексную рекламную кампанию,несущую одну ключевую идею. (Ведомости. Деловая газета)
II. Техники генерирования идей и методы стимулирования творчества
Первая техника, которая может помочь вам при создании идеи - это мозговой штурм. Многие из нас используют некоторые его компоненты в жизни. Однако для получения от него большего эффекта необходимо соблюдение следующих правил при проведении таких сессий:
- соберите несколько человек, которые, на ваш взгляд, могут высказать идеи по вашему вопросу;
- выделите одну основную проблему и предложите ее для обсуждения;
- само обсуждение должно происходить в форме высказывания идей каждым из участников. При этом важно, чтобы никто не перебивал говорящего и не высказывал своих комментариев о предложении, высказанном другим участником;
- высказываться могут любые идеи, даже кажущиеся нелепыми другим участникам;
- зафиксируйте все идеи (лучше всего на аудио пленку);
- после высказывания идей попробуйте посмотреть на них с противоположной точки зрения, а затем «поиграйте» с ними. Рассмотрите, как они могут быть использованы для решения вашей проблемы.
В психологии также выделяют несколько способов стимуляции творческого воображения. Рассмотрим некоторые из них.
- Синектика состоит в совмещении разнородных элементов. Ее главный механизм - аналогия. Выделяют три типа аналогий: прямую (перенос ситуации в новую предметную область), символическую (наделение объекта новыми свойствами) и фантастическую (наделение объекта любыми желаемыми свойствами).
- Двойная ассоциация (метафоризация) представляет собой, ситуацию, когда ассоциация произошла дважды. Ярким примером этого способа являются анекдоты - в них часто контекст сдвигается дважды.
- Личная аналогия. Суть этого метода состоит в том, что человек ставит себя на место элемента проблемной ситуации и пробует посмотреть на происходящие процессы в этой ситуации с точки зрения этого элемента. Этот метод иногда используется в рекламе сложных технических устройств и медицинских препаратов. Множество приемов мышления, которые помогают отойти от стереотипов и таким образом стать более креативным, можно найти напр. в книге Э. де Боно «Латеральное мышление».
Они должны быть основаны на представлениях о целевой аудитории, позиционировании и комплексе маркетинга. Эти цели удобнее рассматривать в контексте следующих типов рекламы:
а) информативная: используется в случае представления новой товарной категории (как это, на пример, было при запуске в продажу компакт-дисков). Другими возможными целями при использовании этого типа рекламы могут быть:
- сообщение о новых способах использования продукта и новых ценах;
- объяснение способа использования продукта;
- описание доступных услуг;
- исправление ложного представления;
- снижение опасений покупателей;
- построение корпоративного имиджа.
томатной пасты Prince - Chunky ("полный, коренастный").
Другой тип информативной рекламы, направленный на изменение представления избирателей о бесполезности выборов. Заголовок: "Если вы думаете, что выборы - это просто потеря времени, то помните о том, что эти люди думали также".б) убеждающая: используется для построения выборочного спроса за счет убеждения потребителей в том, что они получают лучший товар за заплаченные ими деньги (так, например, делала компания Sony, когда конкуренция между производителями компакт-дисков увеличилась). Этот тип рекламы используется также для:
- построения предпочтения бренда;
- поощрения переключения потребителей с конкурентного на рекламируемый бренд;
- убеждения в приобретении товара сейчас, а также изменения представления о нем.
в) сравнительная: здесь используется сравнение одного бренда с другим.
Сравнительная реклама (Avis - вторая по величине компания после Hertz, предоставляющая в аренду автомобили по всему миру. Заголовок "Avis только номер 2 в аренде автомобилей. Зачем тогда обращаться к нам?"). Крупные производители прохладительных напитков в периоды снижения спроса (осень, начало весны) выпускают напоминающую рекламу для поддержания знания об их продуктах..Его составление важно, поскольку одна из главных задач рекламы товаров – создание спроса на него, и рекламодатель хочет, чтобы потраченные им средства способствовали достижению целей по продажам. Обсуждение методов составления рекламных бюджетов остается за рамками этой статьи. Тем не менее, рассмотрим несколько факторов, которые необходимо учитывать при составлении этого бюджета:
- доля рынка: большая доля занимаемого брендом рынка требует больших рекламных затрат по сравнению с брендом, занимающим меньшую долю. Построение доли на новом рынке или захват долей конкурентов также требует больших, чем при поддержании существующей доли, затрат.
- этап жизненного цикла товара: новые продукты требуют больших затрат для построения знания бренда и побуждения потребителей попробовать его.
- дифференциация продукта: если один бренд по своим потребительским качествам во многом похож на другие (например, большинство моющих средств и прохладительных напитков), то требуется больше рекламы для того, чтобы выделиться. Когда же продукт значительно отличается от конкурентных, реклама может быть использована для подчеркивания этих различий.
3.1. Создание рекламного обращения играет важную роль при проведении рекламной кампании. Можно потратить значительные средства на рекламу и при этом не получить желаемого эффекта. Вне зависимости от величины бюджета реклама будет успешной только в том случае, если она притягивает внимание и правильно донесена до потребителя. Обобщая, можно сказать, что целью рекламы является стремление рекламодателя заинтересовать целевую аудиторию в знании о продукте или в его покупке. Люди реагируют на рекламу только в том случае, если они мотивированы в этом (т.е. имеют потребность, которую может удовлетворить покупка данного продукта) Таким образом, разработка эффективного обращения должна обычно начинаться с определения тех преимуществ, которые может получить потребитель, приобретая данный продукт. Эти преимущества и используются в различных формах обращения.
Рекламное обращение определяется как простое и понятное представление преимуществ и аспектов позиционирования бренда, которые рекламодатель хочет подчеркнуть. Из этого следует, что рекламодатель должен разработать креативную концепцию (т.н. «глобальную идею»), которая воплотит рекламную стратегию в жизнь, позволит выделить определенную рекламу на фоне других и будет способствовать ее запоминанию. Существует несколько таких стратегий, лежащих в основе обращения:
- позиционирование бренда;
- удовлетворение одной из потребностей;
- обращение к способам увеличения продаж продукта (привлечение новых потребителей или повышение заинтересованности нынешних потребителей в покупке продукта);
- выделение отличий продукта от конкурентных;
- использование знаний о потребителе, его особенностях при использовании и покупке продукта, важных для него потребительских свойствах.
- они должны быть выразительными, выделяя при этом преимущества, которые сделают продукт более привлекательным и интересным для целевой аудитории;
- обращения должны быть правдоподобными. По данным некоторых исследований, приблизительно 30% потребителей убеждены, что реклама в большинстве своем далека от правды;
- они должны быть отличительными в том смысле, что они должны сообщать потребителю, чем продукт лучше товара конкурентов.
- краткое описание продукта, его ключевых преимуществ и политики позиционирования;
- краткое описание целевой аудитории и ее особенностей в сфере приобретения и потребления данного товара;
- краткую характеристику рынка и отличительных особенностей конкурентов;
- описание проблемы, на решение которой направлена реклама: она основывается на резюме первых трех пунктов (например, увеличение знания марки или захват Х% доли рынка конкурента А);
- рекомендации по стилю или «тону», с которым рекламодатель хотел бы сделать рекламу (например, для рекламы некоторых марок сигар актуальнее было бы использование таких представлений как «традиционный, солидный, мужественный»);
- предварительная формулировка сообщения: одно или два предложения, которые синтезируют краткую информацию из всех вышеперечисленных пунктов.
- картинка из жизни: этот стиль представляет человека, использующего продукт в условиях «обычной жизни»;
- стиль жизни: «показ» продукта в ситуациях или условиях, связанных с представлениями о жизни различных социальных групп;
- фантазия: создание воображаемых ситуаций о продукте;
- настроение или состояние;
- символы: использование графических изображений, связанных с этим продуктом;
- технический опыт: показывает, что производитель имеет знания и опыт в создании продукта;
- научное доказательство: использование данных исследований или научных доказательств, которые подтверждают, что один бренд лучше других;
- рекомендации: использование одобрений знаменитостей и людей, определяющих общественное мнение, и др.
Рекламодатель также должен выбрать тон рекламы - позитивный или негативный. К первому типу относится обращение к таким аспектам жизни как счастье, веселье, любовь и т.п. По данным исследований в области психологии рекламы, этот тип более эффективен, чем использование обращений к негативным аспектам.
Выбор запоминающихся и привлекающих внимание слов в рекламе - второй, после визуальной составляющей, компонент рекламы. Определение формата рекламы - последний компонент в этом блоке. Важно, чтобы все элементы - стиль, тон, слова и формат - эффективно работали вместе.
Тем не менее, даже если все вышеперечисленные компоненты правильно определены, следует помнить и о неконтролируемых факторах, влияющих на то, заметит ли потребитель вашу рекламу. По данным опросов, менее 50% потребителей замечает выдающуюся рекламу; 30% запоминает название производи теля и только 10% читают весь рекламный текст.
3.2. Выбор рекламного носителя является следующим этапом при построении рекламной стратегии. Остановимся коротко на некоторых аспектах последних двух этапов. При выборе носителя рекламодателю следует обратить внимание на:
- охват: количество человек в целевой аудитории, которую предполагается охватить во время рекламной кампании;
- частоту: количество предъявлений рекламы среднему представителю целевой аудитории. Правильно определить эти два параметра и дать на их основе рекомендации о планировании кампании могут профессиональные рекламные агентства.
- Выбор основного типа носителей, а затем и конкретного носителя: выбор между основными путями донесения рекламы до потребителя - ТВ, радио, пресса, Интернет и др. После принятия этого решения происходит выбор конкретного вида носителя данного типа;
- определение временных рамок для этого носителя.
IV. Психологические особенности визуального восприятия рекламы
Оптическая система человека представляет собой сложную систему, которая состоит не только из глаза, но и мышц, нервов, а также определенных участков головного мозга. Поэтому то, как мы видим, в значительной степени зависит от особенностей нервной системы и содержания сознания. Исследования, проведенные в рамках разных отраслей психологии, показали большую зависимость воспринимаемой информации от индивидуальных особенностей человека.
В процессе развития человек открывает для себя различные принципы организации мира - ритм, симметрию, контраст, пропорции и т.п. Это порождает в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определенными эмоциями. Причем по большей части этот процесс не является осознанным. Так, вертикаль, при отсутствии разделения, воспринимается как что-то несоизмеримое, легкое и бесконечное. Если же она имеет утолщение внизу или стоит на горизонтальном основании - как что-то более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надежностью, стабильностью, движением и развитием. Диагональ - с динамикой.
Соответственно композиция, построенная на четких горизонталях и вертикалях, воспринимается как тяготеющая к устойчивости, стабильности, а построенная на диагоналях - к движению и изменениям. Горизонтальная композиция будет казаться более основательной и тяжелой, чем вертикальная. Поскольку низ кажется нам более тяжелым по сравнению с верхом, нижнее поле рекламного модуля должно быть больше. Аналогично и для центра композиции, - он должен находиться выше геометрического центра.
Рулетка, использованная в рекламе замков Stanley, не только придает объявлению динамичный вид, но и как бы направляет взгляд сверху вниз).Существует и ряд других особенностей восприятия. Так, при очень больших значениях стимула человек испытывает меньшие изменения в ощущениях, чем при небольших значениях. Иначе говоря, большое количество мелких рекламных объявлений, помещенных на одной странице в газете, окажется менее эффективным. То же самое относится и к восприятию очень интенсивных раздражителей (например, очень ярких цветов). При размещении модульной рекламы в изданиях с объявлениями разного размера нужно помнить про явление контраста - большое объявление воспринимается как фигура на фоне из маленьких. Об этом стоит помнить рекламодателям, размещающим небольшие модули. Сами того не желая, они «работают» на своих конкурентов, поскольку читатель чаще всего обращает внимание на рекламу большого размера. В зависимости от способа подачи рекламы выделяют следующие особенности восприятия и запоминания рекламы:
- Запоминание больших объявлений по сравнению с маленькими. В экспериментальных исследованиях испытуемым был предложен журнал, состоявший из объявлений, которые были собраны из разных изданий. Объявление, напечатанное на целой странице, в среднем упоминалось при воспоминании каждым из испытуемых более шести раз; в пол страницы - менее трех; в четверть - не более одного. Это позволило авторам исследования сделать вывод о том, что объявления во всю страницу обходятся дешевле. В то же время другие исследователи установили, что наилучшей величиной модуля является четверть страницы, если она попадает на глаза читателю четыре раза. Действие целой страницы оказалось слабее. Однако по значению целая страница в одном выпуске издания эффективнее четверти страницы в каждом из четырех выпусков. В результате можно сделать вывод о том, что меньшие площади, повторяющиеся часто, производят более сильное воздействие.
- Расположение рекламы в изданиях. Поскольку взгляд человека обычно движется слева направо, правая полоса разворота издания замечается значительно чаще чем левая. Это в особенности относиться к модулям, размещенным в правом верхнем углу.
- Влияние шрифтов. Текст, набранный заглавными и строчными буквами, читается легче, чем набранный либо одними заглавными, либо одними строчными. Жирный шрифт можно использовать для подчеркивания надежности товара, а тонкий - его изящества. Рекламное объявление в четверть страницы, выделенное ясно очерченными границами, на 30% увеличивает привлечение внимания.
- Современные исследователи приводят разнообразные данные о влиянии цветов на эмоции человека. Часто они не соответствуют друг другу, поскольку
проводились в различных условиях. Так, одни авторы говорят о том, что красный, оранжевый, желтый и белый цвет придают предметам больший размер, в то время
как синий и зеленый производят обратное действие. Комната, оклеенная красными обоями, кажется на 30% меньше, чем оклеенная голубыми.
Другие исследователи приводят данные о том, что полноцветная реклама привлекает на 50% больше читателей, чем черно-белая. Третьи же классифицируют цвета и значение, которое они оказывают на эмоциональную сферу человека следующим образом:
- Стимулирующие цвета, способствующие возбуждению: красный (волевой, жизнеутверждающий), оранжевый (теплый), желтый (контрастирующий);
- Успокаивающие цвета: фиолетовый (углубленный), синий (подчеркивающий дистанцию), сине-зеленый (изменчивость);
- Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета: розовый (нежный), лиловый (замкнутый), пастельно-зеленый (ласковый);
- Статичные цвета, уравновешивающие другие цвета: пурпурный (претенциозный), желто-зеленый (раскрепощающий), чисто-зеленый (требовательный, освежающий);
- Цвета глухих тонов гасят раздражение и помогают сосредоточиться.
Ряд других авторов приводят сведения о тендерных предпочтениях цветов. Так, мужчины предпочитают следующие цвета (по убывающей): зеленый, синий, красный, белый, желтый, черный, в то время как женщины - синий, зеленый, белый, красный, желтый, черный. Следует, однако, учитывать, что кроме самостоятельного значения цветов при их выборе нужно руководствоваться и рядом других параметров: психологические особенности аудитории, ее социально-демографический состав, создаваемый образ, средства рекламирования, технология передачи цвета и ряд других. Принципы привлечения внимания за счет формы, придаваемой объекту восприятия. Экспериментально было доказано, что:
- внимание зрителя привлекают места плотного скопления элементов, создающие впечатления массы;
- внимание акцентируется на близко расположенных и как бы влияющих друг на друга элементах;
- в случае преобладания аморфного размещения элементов внимание привлекается, в первую очередь, пространственно выделенными точками («отлетевшими» в сторону, отделенными от других небольшими промежутками);
- на первых этапах восприятия четко выделяются сочетания точек, образующих правильные геометрические фигуры или их фрагменты.
Существует также ряд особенностей наружной рекламы, ориентированной на водителей. Исследования позволяют сделать вывод, что наиболее эффективно, с точки зрения восприятия, размещать на придорожных плакатах рекламу торговых марок хорошо известных фирм, как напоминание об их существовании с очень ограниченным объемом пояснительной информации. Это связано с тем, что у водителя во время движения нет возможности уделять много времени рассматриванию рекламы.
Мы получаем информацию из окружающего мира через наши органы чувств, при этом для многих из нас информация, поступающая посредством зрения, кажется субъективно наиболее значимой. То, что мы получаем через этот канал восприятия, содержит не только детали объектов и знания о них, но и эмоции, связанные с ними. Они возникают в нашем сознании мгновенно. В рекламе стараются найти такие символы, которые были бы способны вызвать определенную реакцию быстро и достаточно выражено. Под символами здесь понимается любое изображение - от простого линейного рисунка до сложной компьютерной графики.
После разработки концепции рекламной кампании, можно приступать к созданию рекламных материалов. Формально можно выделить несколько компонентов дизайна рекламы: 1.разработка дизайна; 2.подготовка макета; 3.выбор шрифтов; 5. выбор иллюстраций; Рассмотрим каждый из них в отдельности.
1. Разработка дизайна связана с построением композиции. Готовых рецептов композиции не существует, однако верным всегда является один принцип: композиционное построение изображения основывается на жизненной группировке и сочетании объектов, а также на особенностях зрительного восприятия. Основными элементами композиции являются:
А. Формат и размер изображения. Задуманное вами изображение может хорошо помещаться далеко не во всех рекламных носителях, а различные формы изображения могут придавать его объектам разный характер. Круглая форма придает изображению спокойную завершенность. Овальное изображение хорошо сочетается с округлостью лица человека и придает ему мягкость и женственность. Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения, а чрезмерно вытянутое по горизонтали прямоугольное изображение сковывает и принижает изображаемый объект. Для выделения сюжетного центра большое значение имеет величина самого изображения на плоскости бумаги. Крупное изображение как бы выступает за формат листа, в пространство, которое воображается за ним, а слишком мелкое - наоборот, и кажется второстепенным элементом. Удачная композиция не вызывает желания у зрителя раздвинуть или расширить край листа, а также изменить его масштаб.
Б. Точка зрения. Выразительность изображения зависит от умения дизайнера находить максимальную выразительность объектов и их сочетаний. Каждый из них может по-разному показывать свои особенности при разных точках зрения на них. Так, например, при изображении людей в условиях природы важно приблизить их так, чтобы они не терялись в пространстве и заняли преобладающее место в нем. С другой стороны, неверно будет и слишком большое придвижение массы фигур к переднему плану. Каждый сюжет для своего выражения нуждается в своей точке зрения, особом горизонте. Горизонт на уровне глаз дает спокойное впечатление, в то время как высокий - открывает больше пространства. Низкая точка зрения используется, когда нужно подчеркнуть большие размеры изображаемых объектов (например, для создания эффекта монументальности).
В. Композиционный центр. В изображении все должно быть подчинено выражению основной идеи. Целостность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единое произведение. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития смысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, а должен быть выделен основной объект. Наше зрение устроено так, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, мы всегда выделяем из рассматриваемой группы тот объект, который привлекает наше внимание. Он находится в центре поля зрения, и его мы видим с подробностями и четко. Остальные предметы, находящиеся вне зрительного центра, воспринимаются обобщенно, без деталей. То есть получается так, что они подчиняются главному предмету.
Последовательность восприятия изображения должна соответствовать не только специфике зрительного восприятия, но и последовательности развития ее содержания. Выделение композиционного центра может быть также достигнуто светотенью, величиной фигур, расстоянием между ними и цветовыми сопоставлениями.
Точка зрения в композиции. На первом рисунке предметы кажутся плохо организованными, несвязанными друг с другом. При смене точки зрения они кажутся взаимосвязанными (рис. снизу).
Г. Равновесие изображения. Когда мы смотрим на предметы действительности, то предметы, попавшие в зрительное поле, распределены равномерно. Оптический центр находится приблизительно посередине. Соответственно этому устанавливается композиционный центр. Обычно он не совпадает с геометрическим центром, но и не удаляется далеко от него. Чрезмерное смещение центрального объекта изображения или группы предметов создает впечатление перегрузки в одной части и пустоты в другой.
Ритмическая организация объявления.Равновесие достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости листа по всем сторонам. Особенно важно правильное распределение масс справа и слева от вертикальной оси, проходящей через центр. Однако следует избегать разделения листа на равные части, поскольку в этом случае можно получить два самостоятельных изображения. При этом имеют значения не только сами предметы, но и их цвет и тон. Маленький темный объект может уравновесить большой, но светлый, а пятно яркого цвета требует аналогичного повторения в другой части изображения.
Д. Контраст. Выразительность композиции усиливается, если она строится на сопоставлении большого и малого, динамичного и неподвижного и т.п.
Е. Ритм. Жизнь ритмична во всех ее проявлениях: начиная от заката и восхода солнца и заканчивая физиологическими процессами, происходящими в нашем организме. Для передачи ритма можно использовать повторение отдельных элементов изображения: чередование масштабных изображений, расположение цветовых и световых пятен, динамику движений и т.д.
Симметричный (реклама спортивного радио WFAN) и несимметричный баланс (столовое серебро Gorham). И в первом, и во втором случае ощущение баланса сохранено, несмотря на то, что в рекламе Gohram предметы немного сдвинуты от центра.Ж. Светотень и цвет. Колорит, как и все остальные элементы композиции, находится в тесной связи с замыслом и помогает зрителю воспринимать содержание. Физиологи уже давно выяснили, как разные цвета влияют на эмоциональное состояние человека. Однако попытки организовать цветовой строй изображения только на основе этого влияния еще не приводили к положительным результатам. Это простое воздействие не идет в сравнение с эстетическим представлением, которое оказывают цвета в реальном изображении. Так, красный цвет вызывает повышенную эмоциональную реакцию. Однако, он может приобретать совершенно разное значение в определенных контекстах. Как заметил немецкий психолог Фехнер, красный цвет на щеках девушки может быть очень красив, но стоит нам передвинуть его на несколько сантиметров - на ее нос - и он станет безобразен.
Выделение композиционного центра при помощи цвета и тона основано на свойстве зрения воспринимать в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекая внимание. Светом дизайнер может выделить самое главное, а тенью приглушить все второстепенное.
Следует помнить, что даже самая грамотная компоновка, лишенная смысла относительно глубокого замысла, не превратит вашу рекламу в запоминающуюся и, следовательно, вы зря потратите время и деньги на дизайн и последующее размещение и не достигните поставленных целей. Начинать создавать рекламу, не имея замысла, - все равно, что пытаться что-то сказать, не зная, что говорить.
Приведенный в первой части план разработки рекламной кампании сможет вам помочь понять, что именно, кому и как вы хотите сообщить о вашем товаре. Однако, если вы самостоятельно занимаетесь пусть даже несложным дизайном рекламы, то одной информации, собранной на основе этого плана, вам будет недостаточно. Вам необходимо развивать наблюдательность, умение видеть в жизни главное и подмечать интересное. Конечно; это далеко не легкая задача даже для философа, не говоря уже про дизайнера. Однако давайте вспомним определение креативных решений, данное в самом начале этой статьи. Они определяются, как спонтанные связи между несвязанными идеями и событиями. Таким образом, по мере накопления этих идей, основанных (в идеале) на знании истории искусства и рекламы, изобразительной грамоты и знания программного обеспечения, можно достичь того, что сделанная вами реклама позволит не только увеличить объем продаж определенного товара, но будет рассматриваться как образец творчества.
Русский художник Крамской говорил, что «композиции... нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное... И когда он поймет, где узел идеи, тогда ему остается формулировать, и композиция является сама собой, неизбежно... именно такой, а не другой...»
3. Выбор шрифтов. Существует два общих типа шрифтов: заголовочные и текстовые. Первые обычно кажутся больше и тяжелее чем вторые и используются в заголовках, логотипах и при написании адресов. В настоящее время существует около 25 000 шрифтов. Чтобы не запутаться в этом многообразии, важно помнить о пяти группах шрифтов:
- прямой светлый шрифт (Roman): наиболее популярная группа, шрифты которой считаются наиболее удобочитаемыми. Их характерной чертой является наличие засечек на концах основных штрихов литеры, а также различная толщина штрихов;
- не имеющие засечек (Sans Serif): часто также называются готическими и являются прямой противоположность Roman;
- имитирующие рукописное написание (Script);
- имеющие орнамент (Ornamental).
Одним из важных аспектов при выборе шрифта является его удобочитаемость. Не следует использовать шрифты разных «семейств» (например Гельветику, Таймс и Авангард) в одном модуле. Для того, чтобы ускорить восприятие рекламного обращения, нужно учитывать следующие особенности шрифтов:
- прописной шрифт воспринимается тяжелее, чем строчный;
- величина шрифта должна соответствовать расстоянию, с которого человек будет читать объявление;
- отношение основных штрихов шрифта к его высоте должно, в большинстве случаев, составлять 1:5.
Литература:
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». М., 1969
Боно, де Э. «Латеральное мышление». М., 1997
Волкова В.В. «Дизайн рекламы». М., 1999
Володеева В.Н. и др. «Основы психологии торговой рекламы». Л., 1983
Крамской об искусстве. М., I960
Кудин П.А. и др. «Психология восприятия и искусство плаката». М., 1987
Лебедев А.Н. и др. «Экспериментальная психология в российской рекламе». М., 1995
Keding A. et al. «How to produce creative advertising». NTC Publing Group, IL, 1991
Kottler P., et al. «Principles of Marketing». Prentice Hall, NJ. 1999
Вы получите
Результаты изучения целевой аудитории и конкурентов
Формулировка преимуществ (УТП)
Идея, адаптивная для всех каналов коммуникации
Максимальный охват и вовлеченность целевой аудитории
Качественное и реалистичное изображение финального концепта
- Масштаб рынка, на котором работает бренд. Для всеукраинского или международного бренда стоимость разработки концепции будет выше.
- Цена также зависит от выбранного канала коммуникации (печатный, аудио, видео и т.д.).
Разработка творческой концепции рекламного продукта: этапы
1. Анализ рынка, исследование потребителей и конкурентов. Маркетологи компании все аспекты рынка , составят портрет потребителя , а также проанализируют стратегии конкурентов. Это поможет отстроиться от конкурентов, при этом сделав рекламную концепцию точно нацеленной на потребителя.
2. Внутренний аудит компании. Маркетологи KOLORO подробно изучает все достоинства и недостатки бренда и сформулируют список преимуществ, на которых будет основываться главная идея рекламной концепции.
3. Выбор каналов коммуникации. Основываясь на результатах исследования, мы выберем именно те каналы, которые позволят наиболее полно охватить целевую аудиторию, при этом максимально эффективно воздействовать на каждого конкретного потребителя.
4. Разработка 5 концептов рекламных коммуникаций на выбор. Дизайнеры совместно с маркетологами и копирайтерами разработают 5 концептов, которые отвечают главной идее, при этом различаются визуально.
5. Тестирование концептов на целевой аудитории. Из представителей целевой аудитории мы сформируем фокус-группу, которая оценит концепты и оставит свое мнение. По результатам опроса мы выберем такой концепт, который был воспринят максимально позитивно.
6. Коллажирование изображений и подготовка реалистичного рекламного изображения. С учетом всех замечаний и доработок мы подготовим финальную концепцию, которая будет максимально привлекательной для целевой аудитории.
С чего состоит рекламная концепция?
Рекламная концепция включает в себя указания инструментов и методик, с помощью которых будут достигаться поставленные цели. Рекламная концепция помогает создать целостный образ бренда , способствовать его популяризации и продвижению. Разработать продвижение бренда поможет брендинговое KOLORO . Рекламная концепция отвечает на самый главный вопрос «Как понравиться потребителю?» . Также она объясняет, какими способами нужно добиваться признательности целевой аудитории . Она помогает отыскать самые верные и действенные инструменты завоевания клиента , максимально эффективно распланировать рекламный бюджет. Помимо продажи товара, современныерекламные послания преследуют цель:
- продать эмоции;
- выразить образ компании;
- укрепить имидж компании.
- Изучение рынка и сбор информации . Сложно планировать рекламные размещения и разрабатывать слоган, если компания не знает кто ее целевая аудитория, каковы конкурентные преимущества ее продукта, как рекламируют себя конкурентные фирмы и т.д. Поэтому прежде чем разрабатывать концепцию рекламной кампании, проводят маркетинговые исследования и анализ конкурентных компаний . А также изучают последние тенденции рынка и потребности целевой аудитории, проводится анализ конкурентных компаний .
- Привязка к маркетинговой стратегии. Рекламная концепция не сможет эффективно работать без привязки к маркетинговой стратегии . Поэтому ее разработка должна проходить строго в рамках общей идеи бренда, дополнять и развивать ее . Также необходимо учесть дизайн-концепцию и фирменный стиль компании. Именно поэтому лучше всего, если разработкой концепции рекламы занимается одна команда профессионалов . Тогда вам не придется соединять воедино различные взгляды и идеи.
- Знание трендов . Рекламная концепция должна учитывать последние тенденции рынка и ориентироваться на будущее . Тогда идея может быть использована в рекламных кампаниях практически без изменений многие годы.
- идею рекламы;
- аргументы и доказательства в поддержку рекламируемого продукта;
- оригинальное обращение к аудитории;
- стратегию продвижения бренда ;
- стратегию рекламной кампании .
Дизайн-концепция рекламной кампании: что это
Особое внимание необходимо уделить процессу разработки дизайн-концепции рекламной кампании. Дизайн-концепция - это визуальный образ вашего бренда , который будет презентован потребителю. Дизайн рекламы и дизайн-концепция это основные средства, при помощи которых можно:
- выработать устойчивые ассоциации у потребителей;
- выработать отклик на рекламную кампанию;
- построить эмоциональный ряд;
- донести нужную информацию.
Дизайн-концепция - это наглядное графическое представление идеи рекламной кампании, которое отображается в рекламных модулях газет и журналов, на выставочных стендах, наружной рекламе, POS-материалах и других рекламных плоскостях.
Процесс разработки дизайн-концепции состоит из таких шагов
- Разработка дизайн-концептов (до 10 шт.) - графического отображения идеи рекламной кампании.
- Тестирование концептов на целевой аудитории .
- Отбор 3-х лучших концептов.
- Создание 3 визуальных рядов , соответствующих концептам.
- Выбор лучшего варианта, и его окончательная доработка.
Для достижения максимальных результатов выбранной дизайн-концепции нужно придерживаться не менее 1 года.
Которое, в свою очередь, невозможно без эффективной рекламной концепции и детально спланированной кампании мероприятий. Именно правильная реклама позволяет громко заявить о появлении нового продукта (участника рынка), рассказать о конкурентных преимуществах и определить свою нишу на маркетинго-ценовом поле.
Что такое рекламные кампании и концепции продвижения?
Рекламная кампания – это совокупность (комплекс) мероприятий, ориентированных на наиболее эффективное взаимодействие с целевой аудиторией. Мероприятия рекламной кампании должны учитывать период воздействия (длительность), время (например, часы Прайм-тайм для демонстрации роликов и пр.), а также, указание используемых каналов передачи информации (печатная и наружная реклама, TV, Интернет и т.д.).Таким образом, рекламная концепция – это «мысль», планирование. Рекламная кампания – «продолжение идеи», непосредственное действие.
Значение рекламной концепции и кампании
- заявить о продвигаемом объекте (бренде, публичной персоне и т.д.);
- передать широкой аудитории какую-либо информацию (рассказать о предстоящем мероприятии, проведении акции, прочем);
- обозначить конкурентные преимущества торговой марки, товара (то есть, продвигаемого бренда);
- донести то аудитории потребителей информации о философии продвигаемого объекта, его позиционировании, стратегии, маркетинговой политике;
- сформировать узнаваемость фирменного стиля (цельного образа и отдельных элементов), что позволит потребителю легко идентифицировать его с брендом;
- создать положительный образ продукта, услуг, компании в глазах аудитории;
- обеспечить стабильность представлений у партнеров и покупателей о предприятии, товаре, услуги;
- переключить спрос с одних услуг (товаров) на другие;
- повысить популярность объекта продвижения и, тем самым, спроса на него.
Как разрабатываются рекламная концепция, кампания?
Разработка рекламной концепции и кампании продвижения объединяет несколько пограничных областей деятельности: генерацию, формулирование идей, замыслов, подготовку сценариев, текстов, названий, слоганов. Данная работа требует знания психологии, умения общаться с людьми, ориентирования в текущих тенденциях рекламы, маркетинга, айдентологии. Важны практические умения, такие, как верстать, компоновать, иллюстрировать и т.д., поскольку при проведении рекламных кампаний необходимы маркетинговые материалы , представительская продукция и прочее.В целом, разработка предусматривает соблюдение следующего алгоритма:
- Определение задачи. Необходимо сформулировать, что именно следует решить в процессе проведения рекламной кампании, чего достичь.
- Поиск пути решения задачи – составление рекламной концепции. Выбирается ключевая идея – основной вектор, направление деятельности. На данном этапе это скорее расчет, нежели творчество, креатив.
- Медиапланирование. Определение источников транслирования маркетинговой информации, выбор каналов связи с целевой аудиторией.
- Представительская продукция, маркетинговые материалы, тексы, аудио, видео и пр. Подготовка соответствующих материалов для проведения мероприятий, реализации рекламных идей.
- Воплощение разработанного плана в жизнь, непосредственное проведение мероприятий кампании
- Получение результата.
Функция рекламы -- это вид деятельности на рекламном рынке по обеспечению информирования о товаре и производителе, по направленному психологическому воздействию на чувства потребителей и побуждению к покупке. Важнейшая функция рекламы состоит в создании растущего разрыва между ценой товара и субъективной ценностью, которую присваивают ему потребители через рекламу. Концепция ценностного несоответствия указывает, что цена товара и ценность восприятия потребителем -- факты разные.
информационная -- заявление о существовании товара, формирование знаний о товаре, фирме, их основных количественных и качественных параметрах и особенностях;
психологическая -- побуждение и развитие потребностей в каких-либо действиях путем влияния на чувства, самооценку, устремления потребителей;
стимулирующая -- когда потребность уже осознана, осуществляется напоминание, побуждение к действию -- приобретению (покупке), установлению контактов и др. (рис. 1).
Рис. 1.
Функции рекламы можно анализировать и с позиции роли, которые она играет в бизнесе и обществе. Роль рекламы раскрывается в категориях ответов о том, что реклама делает для потребителя, бизнеса и общества. Роль рекламы различается в зависимости от стадии маркетинга. При подготовке рынка реклама информирует о новых товарах, сегменте потенциальных покупателей. При внедрении нового товара реклама активизирует продажи, информирует о географии торговли, о расширении круга потребителей. На стадии массовой продажи она пытается стабилизировать группы покупателей, поддерживает оптимальный уровень реализации, обеспечивает конкурентоспособность товара, на стадии переключения спроса переориентирует потребителей и как таковая угасает.
К настоящему времени образовалась рекламная индустрия, которая формирует занятость населения, информирует потребителей об альтернативах выбора, помогает ориентироваться в ассортименте товаров, стимулирует конкуренцию, способствует оборачиваемости товара и увеличению объема продаж, повышает интенсивность продаж, стимулирует рост производительности труда, способствует увеличению прибыли торговых предприятий и повышению жизненного уровня населения.
Чтобы разработать и эффективно провести рекламную кампанию, необходимо знать состояние конкурентной среды, т.е. имидж основных конкурентов и то, как воспринимаются их основные торговые марки. Это очень важно для правильного позиционирования своих товаров и услуг на рынке.
Конкуренция заставляет производителя искать свою рыночную нишу, а сделать это можно с помощью рекламы уникального предложения товара или услуги. Для этого необходимо разработать такое рекламное обращение, которое бы обеспечивало полную информированность о достоинствах и полезных свойствах продукта и выгодно подчеркивало их с помощью удачно выбранных изобразительных средств. А если продукт уже длительное время находится в продаже, то задача рекламы состоит в том, чтобы периодически напоминать о нем, подтверждая его достоинства, раскрывая новые возможности и расширяя в связи с этим круг потребителей.
При определенных ситуациях реклама имеет и отрицательные стороны: требует больших расходов; ведет к монополизации; создает неценовую конкуренцию; создает барьеры для выхода на рынок товаров небогатых фирм; приводит к росту издержек и цен; дает бесполезную, вводящую в заблуждение информацию; неспособна на диалог с потенциальным покупателем; при стандартных рекламных обращениях не дает избирательного подхода к потребителю; не может работать без бесполезной аудитории; дифференцирует товары за счет раздувания мелких различий; отвлекает время и ресурсы на создание рекламы и т.д.
Реклама ориентирует потребителя на новые, современные товары, на более целесообразное и полное использование их потребительских свойств и, следовательно, более качественное потребление. Одновременно она поддерживает его стремление к более высокому жизненному уровню. Реклама сообщает о новой и улучшенной продукции и учит, как пользоваться этими новинками, но при этом не только информирует о продукции, но и трансформирует ее в некий образ, который становится в сознании покупателя неотделимым от фактических сведений о качествах рекламируемого товара. Реклама в своей основе креативная и инновационная. Она характеризуется высоким техническим уровнем разработки, при ее подготовке используются научные методы.
Реклама как элемент коммуникаций играет следующие роли: информационную; побуждающую (побуждение и развитие потребностей в каких-либо действиях через воздействие на чувства, самооценки, устремления потребителей); стимулирующую (когда потребность уже осознана, осуществляется напоминание, побуждение к действию -- приобретению (покупке), установлению контактов и пр.).
Некоторые авторы предлагают выделять и особо рассматривать еще одну так называемую селективную (избирательную) роль рекламы, т.е. выделение из множества товаров и услуг тех, которые нуждаются в рекламе, а также концентрация внимания потребителей лишь на некоторых рекламных сообщениях из их множества.
Реклама в своем образовательном аспекте ускоряет адаптацию нового и неопробованного, тем самым продвигая ускоренными темпами технический прогресс в промышленности для воплощения в реальность лучшей жизни для всех.
Бобылева М.П. называет совсем другие функции рекламы, разделив их по признаку связанности и не связанности с рыночной деятельностью.
К первой группе функций относятся маркетинговые и экономические, а также функция рекламы как средства конкуренции.
Рис. 2.
Рассматривая концепции рекламы, необходимо знать, что в науке понятие концепция трактуется как определенная система взглядов, основная точка зрения, руководящее правило, основной замысел, принцип. По аналогии с концепциями в маркетинге концепция рекламы представляется как система взглядов относительно места рекламы в рыночной деятельности, которая раскрывается в методах рекламного воздействия, способствующих получению рекламодателем прибыли посредством управления поведением потребителя и удовлетворением его потребностей с помощью рекламы. Результат взаимоотношений между рекламодателем и потребителем рекламы проявляется в процессе рекламной деятельности, итогом которой должен быть определенный эффект рекламы как у рекламодателя, так и у потребителя.
Концепция рекламной деятельности воплощается в разработке комплекса основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность рекламы в маркетинге и позволяющих определить систему показателей, которые способствуют оценке и принятию решений по оптимизации рекламной деятельности.
Рассмотрение рекламной деятельности как функции управления сбытом в маркетинге не противоречит ее трактовке как философии управления. В основе концепции управления рекламной деятельностью должна лежать тщательно продуманная философия маркетологов рекламодателя.
Для окончательной разработки концепции рекламной деятельности необходимо провести маркетинговые исследования, чтобы определить, какова нужда в рекламируемом товаре и какой должна быть концепция маркетинга в данной ситуации, в каком месте и для каких целевых аудиторий проводится рекламная кампания, в какое время и какие атрибуты товара должны доминировать в рекламе для создания отклика у потребителя, для каких средств рекламы разрабатывается концепция.
Таким образом, концепция рекламной деятельности определяет замысел проведения рекламной кампании, акции и мероприятия, главные цели рекламной кампании, ее идею, рекламные технологии, основные рекламные аргументы, спектр средств распространения рекламы, а также форму взаимодействия рекламного агентства и рекламодателя. С помощью концепции сверяются взгляды участников рекламной деятельности на пути решения рекламой маркетинговых проблем, достигается общее взаимопонимание. Логика концепции базируется на маркетинговых целях, которые рекламодатель пытается решить с помощью рекламы.
Рассмотрим пять базисных концепций маркетинга по Ф. Котлеру как основу развития концепций управления рекламной деятельностью в соответствии с целями рекламы по продвижению товаров (услуг).
1. Производственная концепция. Она применима, когда спрос очень высок, а предложение крайне низкое, когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить. В данном случае концепция рекламной деятельности будет ориентирована на разработку товарной рекламы, рассчитанную на широкую аудиторию при использовании действенных средств рекламы в соответствии со стратегией минимизации рекламных издержек. Потребитель через рекламу ориентируется на доступные для него товары, имеющие невысокую цену. Реклама в данном случае рассчитана на потребителей с невысокими доходами и применяется при использовании рекламоносителей, требующих минимальных затрат при значительной охватываемой аудитории. Реклама в рамках производственной концепции должна формировать спрос, который соответствует или даже превышает предложение.
2. Товарная концепция (концепция качественного продукта). Она «начинает жить» лишь после того, как реализуется первая концепция маркетинга -- совершенствования производства. Она утверждает, что потребители отдают предпочтение продуктам, предлагающим наивысшее качество, обладающим лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками. При утверждении этой концепции в жизнь должно быть соблюдено очень важное условие: насыщение рынка. Если этого нет, то ни о каком качестве продукта нечего говорить.
Реклама в товарной концепции выступает в качестве законодателя моды, она презентует товар в очевидном желании, что именно это и нужно потребителю согласно новому стилю и качеству жизни. Отсюда вытекает и стремление обеспечить максимально эффективное представление товара и раскрытие его качеств.
3. Сбытовая концепция. Она раскрывается в ситуации, когда есть и количество, и качество товаров на любой вкус, но возникает новый фактор -- «интенсификация коммерческих усилий», что требует рекламной поддержки. Концепция ориентации на продажи заключается в том, что потребители по природе своей никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую рекламодателем продукцию без рекламного воздействия. В условиях высокой конкуренции продавцам приходится сражаться за каждого клиента, и поэтому необходимо осуществлять активные воздействия на различные целевые группы через различные каналы рекламы.
Рекламодатель вынужден вести агрессивную политику в рекламной деятельности для обеспечения интенсивного продвижения своих товаров, рынок сбыта которых ограничен. Фокус рекламы сосредоточен на нуждах продавца. Цель рекламной концепции продаж -- обеспечение экономической эффективности рекламы как инструмента увеличения сбыта. В рамках данной концепции на рекламу затрачиваются большие средства, поскольку здесь характерны «жесткие» формы продажи, когда покупателю навязывают товар. На потенциальных потребителей обрушивается шквал телевизионной рекламы, рекламных объявлений в газетах и журналах, прямой почтовой рекламы и звонков с предложениями о продаже. Рекламная деятельность в сбытовой концепции связана с навязыванием покупки, а удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным фактором. Она концентрирует усилия сервиса на «обработке потребителя», на укреплении социально-экономического благополучия потребителя товаров и услуг.
4. Концепция интегрированного маркетинга. Она вобрала в себя все лучшее из трех рассмотренных подходов. Рекламная деятельность в рамках этой концепции направлена на удовлетворение нужд потребителей рекламы более эффективными, чем у конкурентов, технологиями и ориентируется на нужды потребителей, а не на креатив представления товара в рекламе, хотя рекламные технологии в концепции маркетинга считаются очень важными для осуществления эффективной сбытовой деятельности рекламодателя. Для этого необходимы маркетинговые исследования реальных и потенциальных покупателей и их потребностей, а также тестирование и контроль рекламы в условиях функционирования рынка покупателя. Результат рекламной деятельности - получение экономической и коммуникационной эффективности через наиболее полное удовлетворение запросов потребителей и рынка в целом.
5. Социально-этическая концепция. В этом случае требуется сбалансированный учет всех трех факторов по такой формуле: прибыль фирмы = удовлетворение покупательских потребностей + учет интересов общества. Отличие социально-этической концепции от остальных в том, что фирма, которая удовлетворяет нужды, потребности и запросы покупателей, должна действовать с учетом долговременного блага общества и потребителей. Потребители устали от примитивно продающейся рекламы. Они хотят, чтобы компании сделали что-то для них в рамках социально-корпоративной ответственности. Реклама в этой концепции должна быть ответственна за результаты труда перед обществом в повышении его благосостояния и развития, защите окружающей среды, эффективно оптимизировать благотворительные возможности и прибыльность бизнеса, подчеркивать индивидуальность марки среди конкурентов. Многие компании сделали благотворительные программы частью интегрированной брендинговой стратегии, подчеркивая социально ответственную позицию бренда.
Рекламная деятельность в рамках данной концепции состоит в разработке рекламы, отражающей лояльность: потребителей -- к товарной марке или бренду, общества -- к имиджу производителя. Направленность рекламы на повышение имиджа фирмы должна привлекать потребителей, и это будет важным фактором конкурентоспособности данной фирмы среди остальных.
В табл. 2 (См. Прил.) представлены маркетинговые концепции как основа рекламной деятельности.
- Презентация к уроку "социальные нормы и отклоняющееся поведение" Тесты на закрепление
- Временный перевод на другую работу по тк рф Что означает временный перевод
- Порядок проведения обязательных медосмотров работников: Минздравом РФ подготовлен проект приказа об изменениях
- Как исправить ошибки в жизни или чему учит жизнь?