Колокол (газета). Колокол Где герцен издавал журнал колокол
"Открытие Олимпиады в Ванкувере явило апостасийное лицо современного мира без маски. Организаторы Олимпийских игр представили вполне неприкрытую пропаганду сатанизма". - Глава СХВ Владимир Осипов: "Подготовка унии РПЦ с Ватиканом проходит в ускоренном темпе.Новый типовой приходской устав РПЦ МП устанавливает жесткую "вертикаль власти", которая призвана пресечь любые попытки несогласия". - С.В.Терентьев: "Волгоградский отдел "СРН" на сегодняшний день считает единственным лигитимным российским "Союзом" организацию возглавляемую Туриком и Назаровым". - Документы Народного ополчения имени К.Минина и Д.Пожарского. - Доминик Рикарди об оккупации России: "Вам, русским, нужно сегодня приложить усилия к тому, чтобы мои прогнозы на этот раз не сбылись!" - В. Филимонов: "Строится электронный концлагерь во всемирном масштабе".
Глава Мис. отдела Иркутской епархии РПЦ МП прот. Вячеслав Пушкарев об унии с католиками: "Мне страшно!" - Настоятель храма свв. Кирилла и Мефодия (РПЦЗ(А), СПб.) священник Александр Смирнов: "РПЦ готова к соединению с Римом". - Кто готовит следующую катастрофу на Енисее? Власть делает расчет на высадку иностранных войск в зоне бедствия как на Гаити. - Резолюция I Всероссийского съезда представителей трудовых коллективов России: "Криминальный режим спасает банкиров, народ должен спасать себя сам". - К.т.н. Л.И. Раткевич: "Виновники провалов будут по-прежнему занимать ключевые посты в правительстве и совершать убийственные "ошибки". - Оркестр антихриста: построение единой Церкви для Нового порядка. - М. Назаров: "Большинство прихожан и клириков примет унию". - Протоиерей Павел Адельгейм: "Из церковного устава 2009 г выброшены не только слово "христиане", но даже "прихожане" и "мiряне". Больше нет в уставе ни Народа Божия, ни его названий". - Михаил Задорнов: "Почему мы стали пародией на самих себя? Да потому, что мы живем не своей жизнью".
"Внедрение в России ювенальных технологий угрожает нашему праву воспитывать своих детей в традициях православной веры и расширяет возможности изъятия наших детей на усыновление иностранцам". – С.В. Терентьев: "Взрывы в Московском метро – тщательно спланированная диверсия государственных структур". – Пророчества Лаврентия Черниговского: "Церкви будут, но ходить православному христианину в них нельзя будет...". – В. Пушкин: "Олигархия не просто грабит Россию, она демонтирует русскую цивилизацию. Борьба за семью - это наш последний русский рубеж обороны". – К. Душенов: "Решается вопрос гораздо более важный: может ли русский человек, находясь на своей родной земле, исповедовать свою православную веру во всей ее полноте". Уильям Энгдаль: "Основатель Microsoft и один из богатейших людей в мире Билл Гейтс заявил о необходимости сокращения населения Земли с помощью вакцинации".
Теракты совпали с началом Пейсаха. В.Пушкин: "Борьба с террором и консолидация с существующим олигархическим режимом - исключают друг друга". Г. Джемаль: "Я считаю, что теракты имеет тот же политический смысл, что и взрывы домов в 1999 году". С.В.Терентьев: "У меня и моих соплеменников, попавших под каток "реформ", есть уникальная возможность наблюдать АПОКАЛИПСИС собственными глазами". экуменическое священноначалие принимает дары от масонов. Митрополит Иларион рукоположил во диакона экуменического итальянского историка Джованни Гуайту. На период с 2012 по 2015 год запланирована оккупация России войсками НАТО и уничтожения 65 % населения России. Власти Саяногорска готовят эвакуацию, но только для себя. Олигархия строит для себя громадное подземное убежище. США построят ракетные шахты у границ Калининграда. В американской армии доплачивают за знание русского и чеченского языков. Китай готовится к ядерной войне и подтягивает войска к границе с Россией. Леонид Ивашов: "Договор СНВ-3 погубит Россию". Благодаря усилиям Москвы Черноморский флот стремительно умирает.
С.В. Терентьев: "Именно для тех, кто не видя выхода из застенков современной России, в безсилии опускают руки, я не устаю говорить, что сатану и его слуг нам без Бога не одолеть". Еп. Николай (Велимирович) Охридский: что Христос писал на земле? Катынь: побежденные русские должны каятся за всю свою историю. С. Т. Кожемякин: "Господь, попустив появление Путина в России, с его невероятным, немыслимым, но абсолютно реальным предательством показывает, какие глубины адовы могут скрываться в человеческом сердце". В.Пушкин: "Умные деятели уже загодя пронюхали, что можно по-быстрому нажиться на коммуналке, и ринулись на нас с горящими глазами". Разгром социалки: ливидация медицинского обслуживания и среднего образования. Бунт в Киргизии носил антисемитский характер: евреи готовятся к эвакуации. Нечаев: "Киргизский бунт может повториться в России". Режим запаниковал: за неисполнение приказа милиционеры будут нести уголовную ответственность.
Судья Эдуард Чувашов: "У русских менталитет такой, что надо порой вешать и убивать". Видный идеолог "Единой России", основатель официозного телеканала "Russia.ru" Юрий Гусаков о русских: "Страну населяет звероподобный сброд. Этот сброд должен мычать в стойле". Вазген Авагян, известный экономист, советник нескольких правительств Армении: "На русских обрушился не отдельный вид или тип геноцида, а целая совокупность геноцидов, сплетенных в единую сеть". Газета "TheMarker"составила список самых богатых евреев в мире. В «Золотую сотню» Forbes попало вдвое больше российских олигархов, чем год назад. Михаил Делягин: "Антикризисная программа помогает олигархам". Деградация России при Путине: "Зарубежные эксперты отметили, что в 11 из 15 бывших республик Советского Союза рост был больше, чем в России. Хуже России оказалась только Киргизия". С.В.Терентьев: "Обстоятельства заставили меня провести журналистское расследование процедуры прохождения медицинской комиссии водителями при получении или продлении "водительских прав". Что случилось под Смоленском? Главный раввин Польши Михаэль Шудрих остался жив, потому что, несмотря на приглашение, он отказался лететь на мероприятия по случаю 70-летия Катыни. Мир вступает в катастрофический период существования. Наличные деньги исчезнут к 2015 году. Микрочип-имплантант заменит бумажник. Татьяна Васильевна Грачева: Государство передает свое "электронное население" наднациональным структурам управления.
В.Пушкин: "Оккупанты делают у нас то, что им нравится, они завоевали это право своей Победой, которой они в этом году радостно отметят 9 мая, в день, который когда-то был нашим праздником". Валентин Распутин: "Сегодня мы живём в оккупированной стране". Фазиль Ирзабеков: "Не пора ли всем вместе ополчиться на тех, кто вот уже два десятилетия глумится над русским народом и его будущим - над детьми?!" Л.И. Раткевич: "Ежегодный рынок коррупционных "услуг" в сфере образования превышает 5 млрд. долларов". Сванидзе и Гербер придумали российский язык Наших детей собираются воспитывать в духе демонических идей самоутверждения и эгоизма.В России ликвидируют пенсионное обеспечение. Зюганов - Путину: "Вы грабите страну!" Обращение писателей к президенту: "Неужели мы сейчас беднее, чем в 1945-м, когда половина страны лежала в руинах?!" Парад Победы над Россией, Т. М. Боровикова: "Неужели надо просить ветеранов снова защитить честь нашей Матери-России, просить всех честных людей России, офицеров, участников боевых действий, защитить нас и наших детей от вражеских войск?"
Семья Михалковых: искусство приспособления. Василий Ирзабеков: Разрушительная энергия хохота. Телевизионный наркотик. Русская культура стирается с лица земли. Артемий Троицкий: Лужков Москву сгубил. Мизалков снял фильм для Третьего Рейха. Медведева примут в еврейский клуб. Водка на христианских младенцах. Охота на православных: аресты и убийства. Обращение Квачкова к сотрудникам силовых структур.
Медведев - анархист? О роли государственного управление в войне. 6 мая в Волгограде прошел Русский марш. Ученые разрушили русофобске мифы. Третья мировая война уже началась: о тайнах новых технологий смерти. Путин практикует магию. Макаревич ходит в синагогу.
Патриарх Кирилл считает, что во главе страны стоят православные люди. Власть работает в контакте с потусторонними силами? Русский язык подвергается варваризации. Мат - язык бесов. Тайны последних катастроф. Среда обитания русского народа сжимается. Нефти осталось на 15 лет. Сельское хозяйство Волгоградской области агонизирует. РПЦ МП: в предверии единства с католиками. Новости электронного концлагеря.
Россия сегодня: "пляшущие" мосты, разрушающиеся новостройки, разбитые дороги,отвратительные фильмы и песни, пни вместо лесов. Памятники Егору Гайдару украсят улицы наших городов. Реформы привели к вырождению населения России. Борьба "русской партии" против масонства в царствование Александра I. За годы реформ - только потери и утраты. Боеприпасов для армии не осталось. Хронология: взрывы на складах боеприпасов за годы реформ. Деградация власти: за последние 17 лет произошла деструкция структур мышления значительной части работников управления и органов власти России. Министерство образования обяжет детей в доносить на самих себя и свою семью.
Хьюстонский проект уничтожения России. Массовая прививка украинцев от кори является скрытой кампанией по сокращению населения. Пытка абсурдом: русских националистов обвиняют в связях с исламскими террористами. Русское большинство - бесправное и безгласое. Антиэкстремисткая борьба добралась до русской классики. Настоящие герои Великой Отечественной: хасидских раввинов наградили медалями Жукова.
Открытое письмо православных верующих Молдовы Патриарху Кириллу: «Вы нас не представляете». Мальтийцы поднимают бокалы в честь победы. Тайна еврейства. Экуменический форум "Kirchentag": православных не используют икон, дабы не смущать «братьев-протестантов». Похабная выставка в храме. Народ Божий и церковная бюрократия. Омирщение христианства. Архимандрит Петр (Кучер): "Глобализация - перестройка человека в беса". Протоиерей Дмитрий Смирнов: "Народ наш умирает". Из поучений Паисия Святогорца: "Дух теплохладности господствует, мужества нет совсем!" Визит папы на Кипр: экуменизм ведет к расколу в православном мире. В одном из храмов Софии совершен масонский ритуал.
Ненависть к власти становится консолидирующим фактором. А.Проханов: "Малейшая искорка и будет взрыв". Предчувствие гражданской войны: "Русские наконец поняли, что живут в чужой стране, где им, мягко говоря, не рады". Ингушский вариант в России. Бильдербергский клуб решает судьбу России.На повестке дня Мирового Правительства - войн. На задворках "голубого потока": во многих регионах ситуацию с обезпечением населения бытовых газом иначе как катастрофической не назовешь. Повторит ли Волгоградский мост судьбу Такомского?
Уния с Ватиканом уже состоялась - на уровне церковных элит. Обращение афонского старца Рафаила (Берестова): "Православную Русскую Церковь можно сейчас потерять". Элитный поезд вызывает ненависть. Геннадий Гудков: "Мы потеряли МВД". Торговля человечиной: этот "бизнес" дает рентабельность в 4-6 тысяч процентов. Торговля оружием и наркотиками по сравнению с ним просто отдыхают… В арабских и мусульманских СМИ циркулируют обвинения евреев в похищении алжирских детей для продажи их на органы для трансплантации.
Сатанизм в РПЦ. Иеросхимонахом Рафаил: "Верным православным нужно собрать свой собор". Митрополит Илларион: "Вселенский Собор может пройти уже в ближайшие годы". кардинал Уильям Левада: "Цель экуменизма - полное единство с католической церковью". Революция содома: заговор сатанистов и извращенцев.
Эффективная власть: заслуги Чубайса перед Отечеством. Дурная шутка: российские шпионы в США. В Кремле употребляют кошерные продукты. Катастрофа и ее духовный смысл. Саранча вместо хлеба. Необычные шары на фотографиях. Необъяснимые загадки космоса. Свастика на Луне.
Самая высокая смертность, и самая низкая рождаемость - в русских регионах. Расходы бюджета на русских и кавказцев. Путин пообещал Кавказу дополнительные льготы. Тайна беззакония. Православие под запретом. Пропагандистская поддержка геноцида. Во что превратился Московский кинофестиваль. Убийства русских развлечения ради. Химтрейл: рассказ авиамеханика - распылители в самолетах. Болезнь Маргеллонов: Нанотехнологические эпидемии XXI века. Продукты станут не по карману. Чеченские силовики: легализованные бандформирования.
Русских детей превращают в биоматериал. Тайна беззакония. Курение разрушает организм на генном уровне. Статистика: курение в России. Затмение: оккультные обряды и мистические существа. Слуги дьявола: сатанизм в России. Преподобный Амвросий Оптинский: О победе добра над злом.
Положение русских в РФ узаконено как колониальное. Правила не для всех. Еврейские расисты России. На Кавказе зреет кризис. Кого награждает Патриарх. Причина тяжелого положения России не в аномальной жаре, а в разрушении инфраструктуры. Еда стремительно дорожает. Новая волна уничтожения скота. Для чего проводится перепись.
Хроника горящей страны. Путин вышел на диалог; "Рында уже устанавливается". Оправдание геноцида. Высказывания Бжезинского. Познер: "Принятие православие - величайшая трагедия для России". М. Делягин: «Часть населения начнет голодать»
Путин: универсальный солдат. Реформа МВД: "Eins, zwei, Polizei". Э. Ходос: Еврейский синдром. Лужков спасает пчелок. С.Г.Кара-Мурза: "Засуха 2010 - третий экзамен". Лесной кодекс: "Глупость или вредительство".
Инвестиции в комшар: Россия скоро отстанется без лесов. Куда пропал Патриарх? Путинский лесной кодекс - климатическое оружие. Право на убийство.
Россия - выжженная земля. Юбилей уничтоженного авиаучилища. Ложь о потеплении климата: что нам грозит на самом деле. Капитализм - мировое господство еврейского духа. Статуя Свободы - великая масонская скульптура. Ювенальная юстиция - саркастическая улыбка диавола.
Конкурс песен имени МЧС на пепелище. Картошку придется закупать за рубежом. Почему Путин краб? Бегство из зоны бедствия. И это называть застоем. Правда о вымирании: в России осталось 89 млн. человек. "Проснись, если хочешь жить в моей стране!" Травля русских историков. Мемориал турецким воинам. Собчак: "Россия - страна генетического отребья". Л.И.Ивашов: "Россией руководит израильское лобби".
Тухачевский: нити заговора. Тайна 1941 года. Торжество победителей. Гергий Гречко: "У меня "едет крыша", когда я наблюдаю за космосом и Минобороны!"
Путин: счастливый человек. Мусульмане готовы занять церкви: "А иконы можно завесить". Ставрополье передаю Чечне. Зарубежная печать: "Россия умирает, а исламисты рвут на части ее останки". Казаки готовят детей к войне. В. Манягин: "Почему я не стану участвовать в переписи".
Страна умерла, но мы этого не заметили. Тайный государь и великий раскол. Дальний Восток и Сибирь передаются Китаю. За кулисами театра. Мрак души. Егору Гайдару поставили памятник.
Полет в никуда: на сколько хватит нефти? На выборы заманивают хлебом. Лукашенко: "Вы видите, что происходит?" Адский вдохновитель.
Картина в багровых тонах: предчувствие гражданской войны. Бывший узник концлагеря о холокосте. Стратегия-2020. Дмитрий Быков: Революционная сила уже существует.
Израильские офицеры для российской армии. Александр Крутов: "Стояние в истине". Порнография в образовательном процессе будет легализована. Русские переселятся в землянки.Зачем обреченным образование? Через край.
Русский марш: возрождение общности.В России много разной дичи. Пианист Николай Петров: «Окончательно оболванить народ у них не получается». Оружие массового "отупения".
Раскованный хаос.Элитарный оккультный орден: «Всешутейший и всепьянейший собор».Репортаж из близкого будущего. Мороз как средство массового уничтожения.заявление о госизмене в действиях Путина В.В., Медведева Д.А. и Сердюкова А.Э.
Плутни в одеянии Фемиды. Михаил Делягин: глобальный управляющий класс. Представитель партии власти: "Уничтожить быдло!" Окончательная ликвидация вооруженных сил России. Медведев заговорил о вступлении в НАТО.
Следующий министр обороны будет натовцем. Г. Гудков: В России начнется бунт. Бывший министр Правительства РФ обвиняет лично В. Путина в убийстве генерала Рохлина. О Ветхом завете. Обращение Пеуновой. Сергей Кара-Мурза: Ползучий геноцид. Осталось немного.
Интеграция. Менора - символ новой России. Вода уходящая. Речка Царица. Пророчества о конце света. Обвальное сокращение ядерного арсенала. Откровения одного из руководителей оборонки. Свобода там, где свет.
Обычное дело. Когалым: Вести с севера России. Рак – это грибковое заболевание, и оно излечимо. Последнее заявление председателя РБО А.Гончарова. Что будет с Родиной и с нами? Кто посеял рознь? М. Делягин: Рост напряженности.
Операция по зачистке. М.Калашников: Кризис жанра. Откровения омоновца. Во всем мире Россия признана мафиозным государством. Цапок присутствовал на инаугурации Медведева. Как победили коррупцию в Гонконге. Как Лукашенко победил криминалитет.
России только 20 лет! Государство вызывает страх и ненависть.Чипирование через вакцинацию.В мозг каждого гражданина РФ будет вживлен чип. В 2012 универсальная электронная карта россиянина станет обязательной. Обращение: "Свободу Квачкову!"
Признаки конца света? Массовая гибель птиц, рыб и деревьев. Потаенная Россия. Схимонахиня Нила: Пророчества о России. Друг Израиля в Кремле. Как Путин хануку справлял. Верующие Иркутска протестуют против превращения иудейской Хануки во всероссийский праздник… Сион продает Россию. Митрополит Пирейский Серафим обвинил еврейских банкиров. Московским судьям прислали привет с того света.
Партия "Единая Россия" готовится к выборам: "запуск слухов", "мочилово оппонентов", "чернуха", "серуха", "спецуха", "полезнуха". За что мы благодарны евреям. Контринициация в трудах Рене Генона. Гигантские скелеты. Как разоряют село: фальшивые эпидемии. Вакцинация против свиного гриппа убивает неродившихся детей.
О терроризме: система безопасности в Домодедово была передана израильским спецслужбам. Чудесные спасения евреев. Евгений Лебедев "Давайте лечить рак". Сатанинская мода. Пир у края пропасти. М.Задорнов: вас считают быдлом. Диакон Владимир Василик: Православие плюс совестский строй.
Памятник губителю. Раввин Йоэль Шварц: Законы потомков Ноя. Еврейский фашизм хуже немецкого? Главный раввин России предрекает скорое пришествие Мессии. Сатанинское кольцо сжимается. Необычные находки: хоббиты существовали? Атлантида: находка, которая напугала ученых.
Модернизация, как реализация планов Гитлера. Падение III Рима. М. Задорнов: Реформа АбразАванЬЯ.Иван Душенов: верность и вера. М. Хазин: крах неизбежин неизбежен. Березовский: "Путин легко может получить израильское гражданство, как этнический еврей по матери". Берл Лазар: "Я являюсь личным раввином Медведева и Путина".
В Лондоне с 1857 по 1867 годы. Выходил от 1 до 4 раз в месяц; всего вышло 245 номеров. Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде» , «К.» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения: он «…встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено» (Ленин В.И., Соч., т. 18, с. 12). Выходя с девизом на титульном листе «Vivos voco» («Зову живых» - начальные слова из «Песни о колоколе» Ф.Шиллера), «К.» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований. Определяя смысл развернутой «К.» агитации, Ленин писал, что Герцен «поднял знамя революции», «великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным словом» (там же, с. 14, 15). Лицо газеты определяли выступления Герцена и Огарева, а также статьи, заметки и письма из России, программные документы подпольных революционных организаций (например, «Земли и воли»), материалы по истории освободительной борьбы, секретные правительственные постановления, проникавшие в «К.» через широкую сеть тайных корреспондентов. Среди последних - представители различных оппозиционных кругов, от крупных чиновников до опальных декабристов и петрашевцев, в том числе писатели, публицисты, критики (П.В.Анненков, М.А.Бакунин, Н.А.Добролюбов, С.С.Громека, Н.А.Мельгунов, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев, Н.И.Тургенев, Е.Тур, Н.И.Утин и др.). В «К.» участвовали также Дж.Гарибальди, В.Гюго, Дж.Мадзини, Ж.Мишле, П.Прудон и др. Обилие обличительного материала привело к выпуску с 1859 года особого приложения к «К.» - «Под суд!». «К.» читался по всей России: в царском дворце и среди студенчества, в министерствах и крестьянских избах. В годы революционной ситуации 1859-1861 годов тираж достигал 2000-2500 экземпляров. Спад революционного подъема проявился в резком снижении общественного влияния «К.». Надеясь восстановить авторитет «К.», Герцен в 1865 году переносит издание в Женеву. Но разногласия с женевской «молодой эмиграцией», ослабление живых контактов с Россией, усиление политической реакции и другие причины вынудили прекратить издание. Попытка возобновить «К.» на французском языке (1868) не нашла поддержки среди французской буржуазной демократии.
Вопросы литературы и искусства были подчинены в «К.» задачам революционной агитации, разоблачения политики царизма, дискредитации ее представителей. «Смешное и преступное, злонамеренное и невежественное - все идет под «Колокол» (Герцен А.И., Собр. соч., т. 12, 1957, с. 358). В соответствии с этим находилась и проблематика литературных публикаций «К.», где печатались стихи М.Ю.Лермонтова, («Увы! как скучен этот город…»), Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Огарева, М.Л.Михайлова, П.И.Вейнберга, В.Р.Зотова и др. Время от времени Герцен публиковал в «К.» отрывки из «Былого и дум». Борьба за беспощадный реализм объединяла «К.» и «Современник», несмотря на расхождения по частным вопросам, например, в оценке так называемого «обличительного направления», принятого Герценом за предвестие широкой демократической гласности. Следствием либерально-просветительских иллюзий Герцена явилась его статья “Very dangerous!!!” («Очень опасно», 1859), положившая начало полемике «К.» с «Современником». В то же время «К.», как и «Современник», осуждал «бегство от общественных вопросов», восставал против эстетической критики. «К.» отстаивал идею преемственности революционных поколений, защищая в этой связи «лишних людей» 30-40-х годов как жертв николаевской реакции. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) Герцен выступил против скептической оценки «Современником» исторической роли дворянства, особенно дворянской интеллигенции эпохи Белинского и Грановского. «…Лишним людям тех времен, - указывал Герцен в «Письмах к будущему другу» (1864), - обязано новое поколение тем, что оно не лишнее» (там же, т. 18, 1959, с 89). К середине 60-х годов издатели «К.» сознали правоту Чернышевского и Добролюбова, связав свои надежды с революционным разночинчеством - «молодыми штурманами будущей бури». Общественным и эстетическим идеалом «К.» был тип «Дон-Кихота революции». Черты этого «высшего типа человечества» Герцен находил в Пестеле, Рылееве, Белинском, Мадзини, Гарибальди. Преданность революции и нравственная безупречность были для Герцена одним из решающих критериев в оценке творчества Тургенева и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского, Григоровича и Гончарова. Требуя соответствия этического и эстетического, «К.» негодовал против мещанской ограниченности буржуазного общества, которое обезличивает человека, изгоняя «художественный элемент в самой жизни». Буржуазная действительность, говорилось в «К.», враждебна полноценному искусству, лишая его положительного содержания. В сознании безысходности - величие и предел буржуазного искусства, наиболее отдаленного от мещанства. В этом направлении оценивалось в «К.» Творчество Дж.Байрона, В.Гюго, Ч.Диккенса, Жорж Санд и др.
Газета формировала демократические взгляды на международную политику, европейскую философию и социологию (комментировались сочинения Фурье, Сен-Симона, Прудона, Л.Блана, Милля, Шопенгауэра и др.). «К.» наметил основные вехи в истории социализма в России: указал историческое место петрашевцев и Белинского, дал характеристику учения Чернышевского, защитил «нигилизм» писаревцев как «науку и сомнение, исследование вместо веры» («Порядок торжествует!», 1886). Теория «русского социализма» Герцена и Огарева внедряла в сознание передового общества уважение к народу как к творящей силе истории. От имени народа «К.» произносил суд над грабительской реформой 1861 года, срывал маски с либерально-охранительных партий, негодуя по поводу «рабской» философии славянофильских изданий («Русская беседа» , газета «День»), приспособленчества «Отечественных записок» , угодливой реакционности «Русского вестника» , «Московских ведомостей» . Большое место в «К.» занимала борьба с цензурными репрессиями.
Требование «земли и воли», призыв «В народ! К народу» («Исполин просыпается!», 1861) нашли горячий отклик в передовой русской литературе. «К.» оказал влияние на многих писателей. Спор с позицией «К.» относительно судеб России и Европы определил полемический план романа Тургенева «Дым». Чутко реагировал на публикации «К.» М.Е.Салтыков-Щедрин в «глуповских» очерках, «Сатирах в прозе», хронике «Наша общественная жизнь». Внимательно прислушивался к пропаганде Герцена Л.Н.Толстой, посетивший издателей «К.» в 1861 году. Направлению газеты сочувствовали Д.И.Писарев, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Помяловский, В.А.Слепцов и другие писатели и критики. В спорах с «К.» формировались социально-этические идеалы Ф.М.Достоевского.
Чтение «К.» и связь с его издателями карались в России каторгой и ссылкой. Царское правительство принимало ряд мер для противодействия его влиянию. Однако газету продолжали «прятать, но читать». «К.» способствовал развитию сатирической журналистики 60-х годов («Искра» В.С.Курочкина). Разящий юмор «К.», его излюбленные жанры - памфлет, фельетон, иронический комментарий - вошли в арсенал сатирической публицистики. Отмечая преемственность революционных традиций, Ленин называл общедемократическую печать с «К.» во главе предшественницей рабочей печати (см. Соч., т. 20, с. 233). Опыт «К.» был широко использован в ленинской «Искре» и других большевистских газетах.
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.3, М., 1966
Литература:
Ленин В.И., Памяти Герцена, Соч., 4 изд., т. 18;
Ленин В.И., Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20;
Плеханов Г.В., Герцен-эмигрант, Соч., т. 23, М.-Л., 1926;
Рейсер С.А., Тургенев - сотрудник «Колокола», в сборнике: И.С.Тургенев, Орел, 1940;
Клевенский М.М., Герцен - издатель и его сотрудники, «Литературное наследство», т. 41-42, М., 1941;
Смолин И.С., «Колокол» (1857-1861), «Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена», 1941, т. 39;
Смолин И.С., Царизм в борьбе с вольной печатью Герцена, там же, 1947, т. 61;
Ямпольский И.Г., Некрасов и Герцен, «Научный бюлл. ЛГУ», 1947, № 16-17;
Ямпольский И.Г., «Искра» В.Курочкина и Герцен, «Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук», 1948, в. 13, № 90;
Базилева З.П., «Колокол» Герцена, М., 1949;
Козьмин Б.П., Журнально-публицистическая деятельность А.И.Герцена. «Полярная звезда» и «Колокол», М., 1956;
Козьмин Б.П., Выступление Герцена против «Современника» в 1859 году, «Известия АН СССР. ОЛЯ», 1952, т. 11, в. 4;
Козьмин Б.П., Поездка Н.Г.Чернышевского в Лондон в 1859 году и его переговоры с А.И.Герценом, там же, 1953, т. 12, в. 2;
Дементьев А.Г., «Колокол» и вольная печать А.И.Герцена, в его книге: Очерки по истории русской журналистики 1840-1850 годы, М.-Л., 1951;
Нечкина М.В., Н.Г.Чернышевский и А.И.Герцен в годы революционной ситуации (1859-1861), «Известия АН СССР. ОЛЯ», 1954, т. 13, в. 1;
Дрыжакова Е.Н., Полемика «Колокола» и «Современника» в 1859-1860 годах, «Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена», 1956, т. 18, в. 5;
Радченко Е.С., (сост.) «Колокол». 1857-1867. Систематизированная роспись статей и заметок, М., 1957;
Соколова М.А., Анонимные статьи Герцена в «Колоколе», в сборнике: Проблемы и учения Герцена, М., 1963;
Порох И.В., Герцен и Чернышевский Саратов, 1963.
Академия наук СССР. Институт истории. Изд-во АН СССР. М. 1960. 256 стр. Тираж 1000.
"Vivos voco!" - этот призыв ко всем, кто хотел мыслить и бороться, более ста лет назад прозвучал со страниц "Колокола". Минуя пограничные кордоны, "Колокол" в сотнях и тысячах экземпляров стал расходиться по России. Он попадал в самые отдаленные районы, его читали ссыльные декабристы в Селенгинске и Кяхте, горцы провозили его к отдаленным русским постам на Кавказе, он широко распространялся в столицах и был известен в любом губернском городе. Каждый экземпляр десятки раз переходил из рук в руки, и фактическое число его читателей значительно превышало небывалый по тем временам тираж - 2500 - 3000 экземпляров.
Издание этой единственной в своем роде революционной газеты предприняли русские революционеры-демократы А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Определяя направление издания, А. И. Герцен писал: "Везде, во всем, всегда быть со стороны воли - против насилия, со стороны разума - против предрассудков, со стороны науки - против изуверства, со стороны развивающихся народов - против отстающих правительств". Конкретную программу "Колокола" издатели видели в "освобождении слова от цензуры, освобождении крестьян от помещиков, освобождении податного состояния от побоев".
Вольная русская типография, созданная А. И. Герценом в Лондоне, уже с 1853 г. занималась революционной пропагандой в России. Однако глухое и мрачное царствование Николая I, жестокие преследования свободного взгляда, свободного слова не дали тогда возможности Герцену широко развернуть агитацию.
После смерти Николая I (1855) в обстановке оживившегося общественного движения Герцен смог распространять в России свое новое издание - альманах "Полярная звезда". Но, выходя нерегулярно и нечасто, это издание не могло служить целям живой революционной связи издателя с читательской аудиторией. Герцен был прав, считая, что "без довольно близкой периодичности нет настоящей связи между органом и средой". Регулярно выходившие листы "Колокола" нашли быстрый и живой отклик в России. Уже с пятого номера в адрес издателей хлынул поток писем. Контакт был установлен. Отныне все, что происходило в столицах и в далеких губерниях, становилось известно в Лондоне. Возможность гласности окрылила русское общество. "Колокол" стал трибуной правды и справедливости, приобрел подлинную власть над русским общественным мнением.
В предреформенные годы, когда крестьянский вопрос был основным в русской общественной и экономической жизни, "Колокол" "встал горой за освобождение
Издание подготовлено Группой по изучению революционной ситуации в России конца 1850 - начала 1860-х годов при Институте истории АН СССР. Общее руководство изданием и предисловие академика М. В. Нечкиной. Изданию предпослана статья Е. Л. Рудницкой, осуществляющей наблюдение за процессом публикации и составлением указателей.
стр. 155
крестьян"1 . После "Манифеста" 19 февраля 1861 г. статьями Герцена "Русская кровь льется!", "12 апреля 1861 (Апраксинские убийства)", "Разбор нового крепостного права" "Колокол" начал разоблачение истинного смысла так называемого освобождения крестьян. "Крестьяне не поняли, что освобождение - обман, они поверили слову царскому; царь велел их убивать, как собак; дела кровавые, гнусные совершились", - писал Герцен в "Колоколе" о Бездненских событиях.
Когда началось освободительное восстание в Польше, со страниц "Колокола" раздался голос в защиту свободы и независимости Польши.
10 лет Герцен и Огарев издавали "Колокол" (1857 - 1867). Огарев вел в газете все финансовые, экономические и юридические вопросы, публиковал свои революционные стихи; Герцен занимался общими вопросами и ведал отделами "Смесь" и "Правда ли?". Стиль газеты в значительной мере определял Герцен. Происходило это потому, что литературные особенности его острых публицистических статей, его юмор и ирония как нельзя более соответствовали изданию, способствовали успеху газеты.
Со времени первого и неполного второго издания "Колокола" прошло сто лет. Первая русская революционная газета давно стала библиографической редкостью. Группа по изучению революционной ситуации в России конца 1850 - начала 1860-х годов при Институте истории АН СССР, предпринявшая факсимильное переиздание "Колокола", сделала большое и нужное дело. Этот замечательный памятник русской журналистики, комплекты которого имелись лишь в немногих библиотеках, станет теперь доступным широким кругам читателей. Наряду с "Колоколом" Герцен и Огарев издавали приложения: "Под суд" (с октября 1858 по апрель 1862 г.) и "Общее вече" (июль 1861-июль 1864 г.). Первое служило цели осветить ряд частных дел лиц, обращавшихся в "Колокол". "Цель "Общего веча", - писал Герцен, - уяснить общее земское дело и служить выражением мнений, жалоб и общественных потребностей людей всех религиозных толков и согласий и всех сословий, крестьян и разночинцев". Оба эти важные приложения публикуются в настоящем переиздании "Колокола" и будут помещены отдельным выпуском после последнего номера "Колокола". Нам кажется, что в числе приложений следовало бы опубликовать и другое важное издание Герцена - "Голоса из России", - выходившее в 1856 - 1860 гг. (всего 9 выпусков) и органически связанное с "Колоколом".
Материалы, печатавшиеся в "Колоколе", отражали, как в зеркале, подлинную русскую действительность. Не связанные цензурой, не ограниченные рамками догматического воззрения, издатели "Колокола" публиковали как материалы, выражавшие непосредственно их точку зрения, так и то, что не соответствовало их взглядам. Однако предоставление места другим идеологическим течениям не лишало "Колокол" его ярко выраженного основного революционного направления, особенно усилившегося в пореформенную эпоху. Часть острых революционных статей того времени написана членами революционного общества "Земля и Воля" в форме воззваний, прокламаций. Так, в июльском номере 1961 г. помещена статья-прокламация Огарева "Что нужно народу?", в ноябрьском номере - "Что надо делать войску?" и т. д.
Активное вторжение в жизнь и объективное отражение ее, пропаганда всего революционного, передового, уничтожающая критика царизма и либеральной идеологии - все это делало "Колокол" предшественником рабочей, социал-демократической печати в России.
Первый выпуск "Колокола" содержит 16 номеров газеты - с 1 июля 1857 по 1 июня 1858 года. Всего выйдет 11 выпусков.
В предпосланном изданию предисловии М. В. Нечкиной дан историографический очерк о "Колоколе". Подчеркнуто, что "Колокол" до сего времени рассматривается исследователями как частная тема, преимущественно на страницах книг о Герцене или в книгах о русской журналистике. Единственная самостоятельная монография - З. П. Базилевой - далеко не исчерпывает темы. Нельзя не согласиться с М. В. Нечкиной в том, что "Колокол" в широкой постановке вопроса ждет еще своих исследователей. Е. Л. Рудницкая сообщает, что настоящая факсимильная копия напечатана с первого издания "Колокола", так как второе издание (имеется в виду
1 В. И. Ленин. Соч. Т. 18. стр. 12.
стр. 156
перепечатка Н. Трюбнером ряда номеров газеты) не содержит никакой правки Герцена и Огарева, но зато в него вкрались новые ошибки, допущенные при наборе. Е. Л. Рудницкой проведена большая работа по разысканию комплектов, анализу текстов и сличению вариантов издания. Ею, в частности, подсчитано, что из 245 номеров "Колокола" вторично было издано 52 номера, что составляет примерно пятую часть всех выпусков.
В первых 16 номерах "Колокола", опубликованных в настоящем издании, отчетливо проявились основные линии, свойственные изданию и в последующие годы. В центре общественной жизни в России стоял крестьянский вопрос. Центральным он был и на страницах "Колокола". "Что сделано для освобождения крепостных людей?" - этой статьей, следующей сразу же за предисловием, начинается первый номер "Колокола". Этой мыслью пронизаны и все остальные 16 номеров газеты. На материалах данного выпуска отчетливо отразились и либеральные колебания его издателей. Именно в этих номерах помещены письма А. И. Герцена к Александру II, статьи Н. П. Огарева, в которых он высказывал надежду на царя. Однако временные иллюзии в отношении Александра II не нарушали последовательной борьбы Герцена и Огарева за освобождение крестьян с землей. Эту линию читатель может проследить по опубликованным номерам "Колокола".
Постановка крестьянского вопроса на страницах "Колокола" была шире взглядов его издателей. С первых же номеров "Колокол" стал публиковать материалы, отражающие различные точки зрения. В листе 18-м от июля 1858 г. издатели напечатали "Возражение на статью "Колокола", в листе 28-м с примечанием, что редакция "не во всем согласна с автором", была помещена статья "Реформа сверху или реформа снизу?".
"Русский социализм" лежал в основе взглядов Герцена и Огарева в 50 - 60-х годах. Естественно, что "Колокол" стал трибуной, с которой его издатели пропагандировали эти идеи. Большой статьей Н. П. Огарева "Русские вопросы" (крестьянская община) в 8-м листе "Колокола" (1 февраля 1858 г.) было открыто обсуждение этой проблемы.
Одним из главных в пропаганде А. И. Герцена являлся польский вопрос. В изданных номерах "Колокола" он нашел свое выражение в статье "Из Польши" (листы 23, 24).
Произвол, царивший в России, злоупотребление властью в государственном аппарате сразу же нашли свое отражение в "Колоколе". Анализ отчета министра внутренних дел за 1855 г., опубликованный в первом номере "Колокола", положил начало этой линии журнала.
Отделы "Смесь" и "Правда ли?" с первых же номеров были посвящены обличению порядков, царивших при дворе, диких нравов крепостников-помещиков, продажности и цинизму церкви, воровству чиновников.
Особый интерес и глубокую содержательность придавали "Колоколу" блестящие статьи его издателей. В номерах, вошедших в первый выпуск, помещены, в частности, статьи А. И. Герцена "Революция в России" (N 2), "1 июля 1858" (лист 18-й), "Нет больше освобождения крестьян!" (лист 21-й), "А. Иванов" (лист 22-й), "Америка и Сибирь" (лист 29-й) и Н. П. Огарева - "Русские вопросы" (лист 8-й), "Еще об освобождении крестьян" (лист 14-й), "Удельные крестьяне не освобождены" (лист 23-й) и др.
"Колокол", этот революционный орган русской демократии, вел непрестанную борьбу как с правительственным лагерем, так и с правым крылом либералов (после 1861 г. - со всем либеральным лагерем). В первом же выпуске газеты борьба эта нашла выражение в "Обвинительном акте" Б. Н. Чичерина, опубликованном в 29-м листе "Колокола".
Выход первых шестнадцати номеров русской революционной газеты, совпавший со столетием крестьянской реформы и отражающий ее подготовку, даст в руки всех, кто интересуется этой проблемой, ценный документальный материал.
Огарев становится ближайшим помощником и соратником Герцена в Лондоне с 1856 года. Огареву, который только что приехал из России и живо чувствовал потребности русской общественной жизни, и принадлежала мысль - издавать в Лондоне новый периодический орган. Это издание должно было выходить чаще, чем "Полярная звезда", откликаться на все текущие события и вопросы русской жизни и быть удобным для распространения.
1 июля 1857 года вышел первый номер газеты "Колокол". Газета имела подзаголовок "Прибавочные листы к "Полярной звезде". Девизом издания стали начальные слова "Песни о колоколе" Шиллера - "Зову живых".
Направление "Колокола" было определено редакторами-издателями в специально выпущенном листке - извещении, в котором Герцен писал: "О направлении говорить нечего, оно то же, которое в "Полярной звезде", то же, которое проходит неизменно через всю нашу жизнь. Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства, со стороны развивающихся народов против отстающих правительств. В отношении России мы хотим страстно, со всей горячностью любви, со всей силой последнего верования, чтоб с нее спали наконец ненужные свивальники, мешающие могучему развитию ее. Для этого мы теперь, как в 1855 году, считаем первым, необходимым, неминуемым, неотлагаемым шагом:
Освобождение от цензуры.
Освобождение крестьян от помещиков.
Освобождение податного сословия от побоев..."
Необходимость издания Герцен в том же сообщении объясняет тем, что "... события в России несутся быстро, их надобно ловить на лету, обсуждать тотчас. Для этого мы предпринимаем новое повременное издание. Не определяя сроков выхода, мы постараемся ежемесячно издавать один лист, иногда два, под заголовком "Колокол". А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 тт. Т.8. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958, С.525.
Таким образом, редакторы хотели повысить актуальность своей деятельности, обеспечить злободневность изданий. Газета, которую легче и проще, чем журнал "Полярная звезда", было формировать, в которой чаще всего отражались текущие события российской жизни, действительно смогла отражать многие острые проблемы, более оперативно реагировать на те или иные конкретные факты действительности.
Зная по опыту подготовки "Полярной звезды", сколь важна связь издания с читательской аудиторией, Герцен пишет в том же извещении: "Обращаемся ко всем соотечественникам, делящим нашу любовь к России, и просим их не только слушать "Колокол", но и самим звонить в него". Там же.
Вот что Лев Славин пишет о начале издания журнала:
"В первом номере был обширный обзор, подписанный "Р.Ч." - псевдоним, которым первые годы пользовался Огарев. Его же - обзор министерства внутренних дел. Затем - отделы "Смесь" и "Правда ли?", где язвительное перо Герцена прошлось по различным случаям безобразного произвола в России. Вообще же первые номера…были составлены усилиями двух человек: Герцена и Огарева. Впоследствии редакция значительно расширила список сотрудников - и не только за счет корреспондентов из России… Герцен в этом отношении всегда проявлял широту. Его личные более чем холодные отношения с Сазоновым и Энгельсоном не помешали ему привлечь их к сотрудничеству. Двери его дома были для них закрыты, но широко открыты ворота в Вольную русскую типографию…Один из первых перевалочных пунктов был организован в Кенигсберге…В дальнейшем каналы проникновения "Колокола" в Россию умножились. Небольшой по размеру и тонкий "Колокол" свободно умещался в чемоданах с потайным отделением. Иногда ему придавали видимость тюков с упаковочной бумагой, и тогда "Колокол" проникал в Россию целыми кипами…Доходило до того, что в портовых городах за границей использовали прибывавшие туда военные суда: "Колоколом" начиняли стволы боевых орудий. Конечно, "Колокол" не выжил бы, если бы не связал себя единой кровеносной сетью с Россией. Он питал ее своей правдой и гневом, а она его - своими бедами и горестями. "Колокол" не был изданием эмигрантов для утешения их узкого круга. Сила его в том, что он стал народным органом. ". Славин Л.И. Ударивший в колокол.- М.: Изд-во политической литературы, 1986, С.56-58.
В первое пятилетие своего существования "Колокол" имел в России неслыханный успех и приобрел исключительное влияние. Это было естественно в условиях общественного подъема, начавшегося после Крымской войны, роста крестьянского движения, постепенного нарастания революционного кризиса. "Колокол" отвечал на пробуждение в широких слоях русского общества потребность в свободном, бесцензурном органе антикрепостнического и демократического направления, открыто разрешающим наболевшие вопросы русской жизни.
Герцен и Огарев были основными авторами газеты. Герцен публиковал в ней публицистические статьи (напомним, что Герцен был одним из самых блестящих публицистов своего времени), Огарев - статьи по экономическим и юридическим вопросам в форме, хорошо понятной широкому читателю. Злободневные сообщения из России редактору приходилось литературно перерабатывать и снабжать примечаниями, в которых раскрывался смысл публикаций. Кроме того, издание включало стихотворения Огарева, Некрасова, М. Михайлова, революционные прокламации.
Из России в редакцию "Колокола" шла постоянная почта, которая и составляла основу издания.
Главенствующей линией содержания публикаций стала идея освобождения крестьян от крепостного права.
Редакторы "Колокола" настойчиво требовали "не выкупа усадебной земли, а выкупа всей земли, какую имеют в пользовании помещичьи крестьяне" ("Колокол", л.35), и решительно восставали против предоставления помещику власти "начальнику общины" ("Колокол", л.42 - 43), против установления для крестьян переходного, "срочно-обязанного" периода ("Колокол", л.51), против отрезков земли в пользу помещика ("Колокол", л.62). Эльсберг Я.Е. Герцен.- М.: Государственное Изд-во художественной литературы, 1956, С.439.
Газета рассказывала об "ужасах помещичьей власти", с сочувствием сообщала о крестьянских волнениях, ставила вопрос о демократизации государственного строя в России, о замене самодержавия другим способом правления с участием земской государственной думы, крестьянского самоуправления, выборности государственных учреждений.
Были и критические письма в сторону "Колокола".
В листе 64 "Колокола" (1 марта 1860 года) было напечатано было "Письмо из провинции", подписанное "Русский Человек", которое представляет собой изложение позиций русской революционной демократии. Его автор упрекал Герцена в том, что он восхваляет царскую семью вместо того, чтобы обличать неправду, а также говорил о том, что единственное средство для коренных изменений в жизни русского человека - это топор.
Герцен прокомментировал это письмо предисловием, которое поместил в этом же номере журнала. "Мы расходимся с вами не в идее, а в средствах, - писал он, - не в началах, а в образе действования. Вы представляете одно из крайних выражений нашего направления… К топору…мы звать не будем до тех пор, пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора. Чем глубже…мы всматриваемся в западный мир…тем больше растет у нас отвращение от кровавых переворотов…К метлам надо призывать, а не к топору!. Восстания зарождаются и возрастают, как все зародыши, в тиши и тайне материнского чрева, им надобно много сил и крепости, чтоб выйти на свет и громко кликнуть клич…Призвавши к топору, надобно иметь организацию…план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится? Есть ли все это у вас?". А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 тт. Т.7. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958, С.323-330.
Разногласия между Герценом и революционной демократией, несмотря на свою глубину и серьезность, были разногласиями людей, по словам Герцена, "дружеского стана". Эльсберг Я.Е. Герцен.- М.: Государственное Изд-во художественной литературы, 1956, С.467.
Уже с февраля 1858 года "Колокол" стал выходить дважды в месяц, а тираж его достигал 2500-3000 экземпляров. В 1862 году было выпущено 35 номеров. Так что сначала "Колокол" выходил ежемесячно, затем два раза в месяц и, наконец, почти еженедельно.
Правительство Александра II боялось герценовских разоблачений, было напугано его требованиями и чрезвычайно опасалось проникновения вольной печати в народ. Меры борьбы с лондонскими изданиями стали предметом постоянных забот царского правительства. Лица, уличенные в передаче изданий Вольной типографии или в связях с Герценом и Огаревым, подвергались преследованию. Русской печати запрещалось даже упоминать имя Герцена. В то же время за границей подкупленная пресса выступала против Герцена, изливая на него клевету и брань. Особенно старалась правительственная русская газета "Le nord", выходившая в Брюсселе на французском языке. За границей стали появляться книги, направленные против Герцена: книга "Искандер-Герцен" и брошюра Шедо-Феротти.
В 60-х годах позиция журнала и самого Герцена по всем основным вопросам принимает революционно-демократический характер. После объявления законов об "освобождении" крестьян высоко поднимаются волны народного моря, отражая глубокое недовольство крестьянства манифестом о воле. После детального ознакомления Герцена с законодательными актами царского правительства по крестьянскому вопросу, "Колокол" писал о "новом крепостном праве", о том, что народ обманут царем ("Колокол", л.101). Герцен клеймит теперь "освобождение". "Колокол" выдвигает требование передачи крестьянам всей помещичьей земли (л.134).
После начала расстрелов крестьян, Герцен помещает в листе №105 от 15 августа 1861 года статью "Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ", являющуюся обращением к народным массам: "Ты ненавидишь подъячего, боишься их - и совершенно прав; но еще в царя и архиерея…Не верь им!". Герцен отвергает либеральные попытки приукрасить действительность: "Маски долой! Лучше видеть звериные зубы и волчьи рыла, чем поддельную гуманность и покорный либерализм". Также Герцен указывает в статье на то, что "Колокол" на стороне русского мужика.
В "Колоколе" с середины 1861 года появляются передовые статьи, написанные простым языком, рассчитанные на широкие массы солдат и крестьян. "Колокол" обращается к народу и говорит ему: "Народу нужна земля и воля" (л.102). "Колокол" обращается к солдатам и на вопрос: "Что надо делать войску?" - отвечает: "Не ходить против народа" (л.111). Эльсберг Я.Е. Герцен.- М.: Государственное Изд-во художественной литературы, 1956, С.476-479.
В 1859-1862 годах в качестве приложения к "Колоколу" было выпущено 13 отдельных листков, названных "Под суд!", которые разоблачали конкретные случаи беззакония в России. В них сообщались сведения об истязании крестьян, о жестоком обращении офицеров с солдатами, о злоупотреблениях чиновников.
С 1862 по 1864 год стало выходить приложение к "Колоколу" "Общее вече", рассчитанное на читателей и корреспондентов из народа. В приложении ставили вопросы свободы вероисповедания, перепечатывали в популярном изложении статьи из "Колокола".
С 1863 года начинается период упадка "Колокола". Это объясняется прежде всего тем, что поток корреспонденции из России резко уменьшается. Уменьшается и количество читателей. К концу года читателей остается всего около 500 и позднее более, чем до 1000 их число уже не понимается. С 15 мая 1864 год "Колокол" стал выходить один раз в месяц. С 15 июля прекратился выпуск "Общего веча". Через три года после выхода № 244-245 от 1 июля 1867 года издание "Колокола" уже не возобновлялось.
Практическое значение "Колокола" отражают воспоминания и отзывы современников. Общими фразами это значение можно выразить так: "глоток свободы", побуждение к действию, программа действий, руководство действием. Каждое социальное сословие находило в "Колоколе" свою истину.
Историческое значение "Колокола" в том, что обратившись с революционной проповедью к народу, "Колокол" сыграл существенную роль в революционном воспитании трудящихся масс, в подготовке русской революции.
30 09 13 Основные произведения иностранной художественной литературы Европа Америка Австралия
Интернет справочникLegende d"Ulenspiegel. 1867 ) - своеобразный, ... истории человечества в основных этапах развития , соглашаясь с автором... Теккерей сотрудничал в газетах радикального направления, ... (Barchester towers. 1857 ) - роман, ... черной птицы; «Колокола» , где средствами...
Основные 1 сми в информационном обществе
ДокументФинансовой элиты. Новый этап в развитии государства и средств... были плохие. Летом 1867 Краевский согласился на... : очень многочисленная и влиятельная. В основном - газеты , и в столице, и в... идею, и появилась газета “Колокол ” (с июля 1857 , до 1861 - ...
- Автореферат диссертации
Период § 1. Основные проблемы развития 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 газеты этапа развития народного образования в...
Содержание введение глава i зарождение и развитие системы образования на кубани в предреформенный период § 1 основные проблемы развития системы образования в россии в xix - начале xx веков
Автореферат диссертацииПериод § 1. Основные проблемы развития системы образования в... 243 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 году - 209 школ... богословию, а также газеты и журналы. ... начала послереформенного этапа развития народного образования в...
- Презентация к уроку "социальные нормы и отклоняющееся поведение" Тесты на закрепление
- Временный перевод на другую работу по тк рф Что означает временный перевод
- Порядок проведения обязательных медосмотров работников: Минздравом РФ подготовлен проект приказа об изменениях
- Как исправить ошибки в жизни или чему учит жизнь?